Сибирские Огни № 004 - 1990
вится, как будто в первый раз видит». Когда я так думал, отец Макарий сказал: «В этом листике есть и жилки, и семечки, нужные для самого дерева; кроме того, есть еще и внутреннее устройство, которого глаз человеческий не может видеть. Все это полезно для самого дерева, и всему так быть повелел создавший Бог». После этого он долго го ворил мне в наставление. Потом пришли мы к устью Улалы при впадении в Майму. Ког да мы пришли сюда, он сказал: «На той стороне нет ли ключика?» И, поднявшись на пальцах, внимательно рассматривал, нет ли на той стороне ключика. Я ответил: «Там есть ключик». В том месте, где мы остановились, был остров Улалы; вода тут была не большая. Я хотел было положить через нее «переход» (дерево), но отец Макарий оста новил меня и сказал: «Ничего». Потом отец Макарий сказал: «Там на ключике нужно поставить домик». И дал мне пятирублевую синюю бумажку, сказавши: «Это тебе нуж но будет». Оттуда мы возвратились домой. Потом, благословляя меня, он сказал: «Ты завтра приди ко мне чай пить». На следующее утро я опять пришел, и мы, напившись там чаю, опять пошли туда же. Отец Макарий, остановившись на том же месте, с кото рого мы вчера смотрели, и опять приподнявшись на пальцы ног, рассматривая, сказал: «Там нет ли ключика?» Я ответил: «На той стороне Маймы при подошве горы есть клю чик, который не мерзнет». Он сказал: «Там надо сделать маленькую избушку»,— и с этим дал мне десятирублевую красненькую бумажку, говоря: «Это тебе нужно будет». Затем мы возвратились домой. Когда пришли к дверям, он благословил меня и велел идти домой. Пришедши домой, я удивлялся случившемуся. С того времени доныне это не изглаживается из моей памяти, и я не понимаю, для чего он меня опрашивал об од ном и том же несколько раз. Однажды отец Макарий, отслуживши обедню, пришел домой. В это время один че ловек, приехавши из Маймы, зашел к нему. Отец Макарий с гневом сказал ему: «Зачем ты сегодня, не почитая праздника, нечистым приходил в церковь? Разве нет для тебя других дней, кроме этого?» Тот стоял молча и потом сказал: «Виноват я». Отец Макарий сказал: «Очисти свои грехи и вперед так не делай». Еще в один день вечером, напившись чаю, отец Макарий сказал Михаилу Петрови чу1: «Ты пристрастием своим к деньгам стал уподобляться Иуде, а Степан Васильевич2 будет миссионером». Такой отзыв отца Макария о Михаиле Петровиче Негрицком я слышал дважды. Он был сын священника. Возвратившись к отцу, женился, потом был дьяконом, после этого, судившись с управителем, лишился дьяконского сана и стал тор говать. Вскоре после этого я слышал, что он умер. Еще однажды в Великий пост во время говения3 в цервки народу было много. Не которые приехали из деревни Ерихалки. В числе их был старик Андрей Табакаев. Этот старик после приготовления к причащению Святых Тайн, стоя в церкви, увидел тарака на, ползущего по полу, пошел за ним и задавил его. Отец Макарий, увидевши это, про гневался и сказал старику: «Это Божье создание, оно идет для своей надобности, а ты, разумный человек, не заботясь о себе, зачем сделал злое дело? Поговей же еще неделю, а потом приступи к причащению Святых Тайн». И старик это исполнил. / Отец Макарий вечерний чай пил всегда вместе со всеми теми, кто только находился в его квартире. Чай он пил, ходя на ногах. Так он, прохаживаясь взад и вперед, в это время преподавал находившимся свои наставления, а мы все сидя слушали внимательно, не оглядываясь по сторонам. Однажды отец Макарий по таковому обычаю своему гово рил слово назидания из Святого Писания. Когда Михаил Петрович оглянулся к дверям, отец Макарий, переставши говорить, подошел в передний угол и остановился. Так молча стоял он там долго. Потом, подошедши опять к нам, спросил Михаила Петровича: «Ты что увидал там у дверей?» Михаил Петрович ответил: «Я смотрел, как бежала там мышь». Отец Макарий сказал: «Тебе Господь повелел, чтобы ты трудился по заповеди Его, чтобы ты помышлял о Нем день и ночь, а ты разве не хочешь учиться Его запове дям? Смотри на эту мышь и учись у нее. Она, исполняя заповедь Божию, ищет себе пи щу, а ты не желаешь разве насытить свою душу добрыми делами?» После этого он за ставил его молиться Богу, а нас отпустил каждого на свои работы. Однажды Павел Сурочаков, стоя в церкви сзади всех, над чем-то рассмеялся. Отец Макарий был в алтаре. Вышедши оттуда, он вызвал Павла от двери и сказал ему: «Лю ди ходят в церковь для того, чтобы плакать или радостно хвалить и славить Бога, а ты пришел смеяться. Не уходи же отсюда, не поплакавши»,— и поставил его на колени, за ставив класть поклоны до конца службы. 1 Негрицкому. 2 Ландышев, впоследствии протоиерей и Начальник Миссии. (Прим, переводчика.) 3 Говение— благочестивый обычай православных христиан, состоящий в усердном посещении цер ковных служб и всемерной подготовке к исповеди.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2