Сибирские Огни № 004 - 1990
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДИНЫ М. В. ЧЕВАЛКОВ ПАМЯТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ В литературном наследии алтайского писателя Михаила Васильевича Чевалкова (1817 — 1901) особое место занимают две автобиографические повести: «Чдбдлксптунг / уруми» и «Памятное Завещание». Первое из этих двух творений было опубликовано известным ученым-востоковедом В. В. Радловым в 1866 году в книге «Образцы народ ной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и в Джунгарской степи». Второе было напечатано в 1894—1896 гг. в церковных изданиях «Православный Благо- вестник» и «Томские епархиальные ведомости». Если «Чбб'олкоптунг Iуруми» знаменует начало творческого пути писателя, то «Па мятное Завещание» является его завершением. А между ними — три десятилетия напря женной литературной и переводческой работы, сборники стихов и прозы на родном язы ке, изданные в Казани и Томске. В «Чббдлкоптунг ¡уруми» автор еще полон сил и намерений. Он пишет В. В. Рад- лову: «Я не знаю, высоко ли небо, просторна ли наша земля, сорок лет моих промельк нули, как один день; за эти годы горечи отведал, сладость познал, и слезы были, и ра дость была — и все, как лодка в реке, пронеслось и скрылось из глаз; только след их в сердце моем, как на воске, отпечатался »*. В «Памятном Завещании» (по-алтайски: «Ундулбас кереес») мы слышим голос умудренного старца — миссионера-просветителя, который в форме завещания своим детям и внукам дает завет народу своему. Пусть будут уроком для них эти слова; Пусть будут наставлением отрода до рода Плоть моя и кости мои ослабели, Я жду пришествия Вестника. Жизнь моя сократилась. Долго ли я еще проживу, не знаю, Силы мои ослабели. Долго ли продлится день мой, не знаю. Путь жизни моей сократился, Слова речи моей истощились. «Памятное Завещание» будет более понятно современному читателю, если он будет знать, что автор его являлся воспитанником Алтайской Духовной Миссии, благодаря которой алтайцы в XIX столетии получили национальную письменность, школы, книги, библиотеки и прочные культурные связи с другими народами России. Михаил Василь евич Чевалков был учеником основателя Миссии архимандрита Макария Глухарева (1792—1847), одного из просвещеннейших людей своего времени. Чевалков являлся со трудником таких выдающихся миссионеров-просветителей, как протоиерей Василий Вер бицкий, протоиерей Стефан Ландышев, епископы Бийские Владимир Петров и Макарий Невский. Этими миссионерами при живейшем участии Чевалкова и других алтайцев — воспитанников Миссии были созданы «Грамматика алтайского языка» (Казань, 1869), алтайские азбуки, словари, книги для чтения на алтайском языке.1 1 Приводится по кн.: Алтайский фольклор и литература,— Горно-Алтайск, 1982.—С. 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2