Сибирские Огни № 004 - 1990
нацию к катастрофе. Курс требовал жерт венности и жертвоприношений. И приноше ния состоялись: миллионы — тьмы и тьмы — людских жизней, среди которых были жизни от роду неприкосновенных — младенцев, женщин, стариков. Истины, основавшие Курс, были рождены в кабинетах, в тонкой прослойке высшей власти преобразователей мира, олицетво рявшейся в понятии «партия». Для Мая ковского оно являлось одним из наиваж нейших — высших, — согласно гармонич ной, заостренно стремящейся пронзить саму бесконечность пирамиды сердечно принятого им мирозданья. «Хочу сиять заставить за ново величественнейшее слово «ПАРТИЯ»...». Перо-штык Маяковского свято чтило это слово, потому что по представлению поэта, никакая другая сила (именно сила — «рука миллионопалая») не взялась бы за столь ко лоссальный труд запланированного строи тельства небывалого еще в истории челове чества «социализма» — Всеобщего Дома света и добра. И поэзия Маяковского самозабвенно благословляла начавшееся строительство, искренне воспринимая в качестве неотлож ных и правильных руководящие указания авангардной группы авангардного класса1. Поэзия мастерски, призывно и гулко, «мед- ногорлой сиреной», несла истины «через себя» — массам: «Добьемся урожая мы,— //втройне, земля рожай! //Пожалте, уважаемый //товарищ урожай!..»; «От ударных бри гад к ударным цехам //о т цехов к удар ным заводам...»; «Здесь встанут стройки стенами. //Гудками пар сипи. //Мы в сотню солнц мартенами //воспламеним Си бирь!..»; «Я знаю— город будет, //я знаю— саду цвесть, //когда такие люди //в стране в советской есть...». Его предсмертное «Во весь голос» — мощ ное, набатного звучания, требование реа билитации своего поэтического труда перед ликом Будущего. «Явившись в ЦеКаКа иду щих светлых лет, //н а д бандой поэтиче ских рвачей и выжиг, //я подыму как боль шевистский партбилет, //все сто томов моих партийных книжек». И если наступит когда-нибудь всемирное братство и равен ство людей — Социализм и будет в этом земном раю ЦКК, то, безусловно, поэту воздастся, его героический труд окупится беспримерной славой. И Маяковский со всей очевидностью прав в своем требовании-утверждении, ибо никог да прежде не существовало поэта в русской литературе (и может быть, в мировой), так глубоко с о з в у ч н о г о идее служения Сло ва (сметания сора с сегодняшних улиц), то есть социалистической идее искусства. Со звучность — в каждой частичке стихового вещества, в видении и чувствовании худож ника, А еще точнее — сама « и д е я п о л ь - з ы», издавна витавшая в воздухе, но мало подкреплявшаяся практикой, материализо валась наиболее полнокровно именно в поздней поэзии Маяковского. Здание этой поэзии глубоко социалистично от фунда мента до самых верхних этажей. В этом* * Передовой отряд, новое искусство, авангард...— как земля смыкается с небом на линии горизонта, так и вещественная футуроустремленность стиха сомкнулась у позта с темой Будущего. и состоит противовесность крупнейше го в мире единственного, наверное, проле тарского, социалистического поэта — перво му поэту России: «Я по праву требую пядь //в ряду бед нейших рабочих и крестьян...» — «Поэт! не дорожи любовию народной... //Ты царь: живи один. Дорогою свободной //Иди, куда влечет тебя свободный ум...»; «Я меряю по коммуне стихов сорта...» — «Ты сам свой высший суд...»; «Я буду писать и про то и про это, //но нынче не время любовных ляс. //Я всю свою звонкую силу поэта //тебе отдаю, атакующий класс...» — «Ве ленью божию, о муза, будь послушна...»; «Нет! И сегодня рифма поэта — //ласка и лозунг, и штык, и кнут...» — «Глупец кри чит; к у д а ? к у д а ? //Дорога з д е с ь . Но ты не слышишь, //Идешь, куда тебя влекут //Мечтанья тайные; твой труд //Тебе наг рада: им ты дышишь. //А плод его броса ешь ты //Толпе, рабыне суеты...»; «Мой стих дойдет через хребты веков... Мой стих трудом громаду лет прорвет //и явится весо мо, грубо, зримо...» — «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире //Мой прах переживет и тленья убежит...». Пушкин безошибочно выбирал свой путь художника, потому что в ы б и р а л с ам. Его вели вперед «мечтанья тайные», «сво бодный ум». Вольный дух его парил, подчи ненный единственному закону — закону свободы. Создания его говорят сами за се бя — они учат с в о б о д е , великой питаю щей основе творения и бытия человека. А Маяковский? Он естественно— и в этом смысле сво бодно — последовал за всезнающим аван гардом пролетариата. «Партия — единст венное, что мне не изменит...». Но партия— та тонкая прослойка вождей, что олицетво рила организованную силу, — и з м е н и л а , И не только поэту, но и своему народу, истории, человечеству, здравому смыслу, наконец. Да и не могла не изменить — слишком вознеслись Преобразователи над людьми, слишком, возгордились, уверовав в свою надмирность, в свое божественное пра во принуждения «прочих» (единиц) во имя себя и для себя, во имя собственного взгля да и разумения. Гордыня же дерзкого, ре шительного в действии человека несет неиз бежно з ло, так как общей пользы для всех не бывает, мир устроен иначе, а жизнь слишком сложна и многолика, чтобы уло житься в вычисленную кем бы то ни было поверхность. Следовательно (такесть) — п о э т о ш и б- с я, передоверив сердце мудрецам. Устрем, ленный пафос его зовущих обращений се годня уже сомнителен. Сомнителен оказал ся сам Главный курс, правивший движение нации: Город построен, но не стало Сада, ему негде цвесть; Сибирь воспламенили сот ни мартеновских солнц, но нечем уже ды шать, в этом краю — и тайга попятилась, и «медвежьи банды разогнаны, и Природа» склонила голову перед неразумной силой внешне направленного дерзкого человека... Утверждавшее Курс благое слово поэта превратилось в ложный знак; энергия живо го чувства ушла в вещество ледяного свода воздвигаемого (и воздвигнутого уже) но вого неба. Приравняв по велению злобы дня перо к штыку, поэт восстал против те чения жизни, против живого. Но штык
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2