Сибирские Огни № 004 - 1990
мого современниками. «В поцелуе рук ли, губ ли, //в дрожи тела близких мне //красный цвет моих республик / / тоже должен пламенеть...», «И мне агитпроп в зубах навяз //и мне бы строчить романсы на вас, — //доходней оно и прелестней. //Н о я себя смирял, становясь //н а горло собственной песне...». По существу о чем его знаменитое «Юби лейное»? О себе. Разговор не с Пушкиным, но с самим собой на тему литературной зло бы дня («Чересчур страна моя поэтами ни ща...»), утверждение глубоко осознанной личной задачи поэзии. Но Пушкин, воскре шенный Маяковским, все-таки не взялся бы за «агитку» по причине принципиально ино го взгляда на мир, на жизнь, на призвание поэта. О чем стихотворение «Сергею Есенину»? Здесь не боль о человеке. («Осматривая со всех сторон эту смерть и перетряхивая чу жой материал, я сформулировал и поста вил себе задачу...»). Не боль, а совершенно искреннее возмущение тем, что многочислен ные стихи на смерть Есенина п л о х о с д е л а н ы , а их авторы пришли к неправильным выводам, говоря о смерти поэта («Стихи этих (авторов. — С. Б.) — это стихи наско ро выполняющих плохо понятый социаль ный заказ...», «Стихотворение «Сергею Есе нину», имеющее цель разбить поэтическую цыганщину и пессимизм, выйдет в «Новом мире»...». В. Маяковский). Поразительно, что даже в таком просто высказанном, не ожиданно будничном для Маяковского сти хе «Я хочу быть понят моей страной...», который он, по собственному признанию вырвал из текста одного из стихотворений («Домой!») как несоответствующий общей тенденции, как чересчур личный («ною щий»), поэт хочет быть понят с т р а н о й . Именно «страной». Его никак не может удовлетворить сочувствие небольшого кру га близких людей, —только страны. Это понятие выше любых частностей, оно по крывает ближних и дальних, народ и Пра вительство, личность и массы... Но в то же время, не гнушаясь никакой работой, поэзия-труженица Маяковского легко творит суд над миром. Она отвергает не просто многое в нем ради замечатель ного, сияющего в недоступной выси идеала, но отвергает живые подробности, частности по причине их внешней незначительности, малости в сравнении с огромным Общим. И между прочим отринутым оказывается человек как живая, однажды сотворенная и недолго пребывающая личность. «Едини ца! Кому она нужна?!. //Единица — вздор, единица — ноль...». Но почему же ноль, по чему вздор? Потому что человек-единица не в состоянии поднять простое пятиверш ковое бревно, голос его слаб, он не имеет всесокрушающего миллионопалого кулака. Это так, верно. Но точка зрения количест венного исчисления силы —только одна и притом внешняя (самая заметная, броская) сторона человеческой индивидуальности. «Единица» — какой, право, невеселый итог развития. По сути, все «веселые» утопии поэта основаны на этом итоговом выводе. Маяковский-поздний последователен, ре шителен в практической реализации своего понимания пользы поэзии (искусства в це лом). Он самоотверженно стремится лечь кирпичом-единицей в «коммунову стройку» — в здание правильной общественной пира миды, принося в жертву в первую очередь самого себя: он сам себя смиряет, «стано вясь на горло собственной песне». Но ради чего? Ради абстракций, во имя прекрасных, но безнадежно далеких, неконкретных «иду щих светлых лет». И самое важное — поэт отвергает не только себя как живого чувст вующего человека, как свободную в выборе пути неповторимую индивидуальность, он наступает на горло не только собствен ной песне. Вот в чем трагизм и ложность положения художника — «агитатора Гряду щего». Ведь что такое перо, приравненное к шты ку? Штык — оружие; основное средство для поражения врага, для достижения победы. Его форма, его суть — вытянутая нацелен ная пирамида, увенчанная острием. Острие пронзает грудь врага — и тот падает за мертво: его больше нет, не существует, и дорога к Грядущему открыта, путь к счастью отныне свободен. Поэзия — оружие; один из подручных инструментов пролетариата, заостренный для его пользы — всемирной победы, то есть работающий на конечную цель — мир освобожденного радостного труда, где счастье распределено поровну между трудя щимися. Поэтические страницы — войска: «Парадом развернув моих страниц войска, //я прохожу по строчечному фронту...» Но может ли, имеет ли право поэзия быть разящим штыком, поражающим жизнь, хотя бы и отжившую, «мешающую» — по Высшему Разумению — установлению про летарской истины, не являющуюся «полез ной»? Не говоря уже о возможности обыкно венной ошибки: если штык ошибочно погубит невинного, если этот, выбранный сейчас путь, ведущий к свету, к абстрактному дале- ку, окажется впоследствии неверным, то есть польза обратится в трату — что тогда? Можно ответить, что поэзия-оружие без обидна в физическом смысле, что она кру шит невесомым словом одни эфирные соз дания. Но так ли это? Поставленные нравственные вопросы, адресованные, в первую голову, художнику, совсем не беспредметны, как это может показаться, в приложении к поэзии Влади мира Маяковского. За ними — наша реаль ная, не эфирная, история. Они явственно различаются нами, сегодняшними гражда нами нашего многострадального отечества в звенящих строках поэта, взывают к отве ту, ибо действительность странным образом соприкоснулась с известными с детства стихами, окрасила их в кумачовый цвет — цвет победных знамен и крови поверженных врагов, поверженных д л я п о л ь з ы д е л а . Слишком много побед. Слишком много убиенных — безвинно, неправедно... Так было — общие фразы, в которые об лекались «истинные» положения Теории, свивались в логические цепочки, вытягива лись в генеральную линию— в Главный Курс, насильно уводящий жизнь страны от самой себя, от разумных, наработанных веками норм и традиций, о ш и б о ч н ы й , как «обнаружилось» сегодня, приведший
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2