Сибирские Огни № 004 - 1990
кусства. Скользящий взгляд — коварная, подкупающая сила; извечный соблазн чело веческий — удовольствоваться малыми за тратами воли, сердца, ума, души. «Счастье людское наступит тогда, когда общество устроится на принципах справед ливого равенства, когда народная масса будет просвещена и сбросит ярмо каба лы»,—вот соблазнительная, легко прогова риваемая формула борца за человеческое благоденствие. «Вихри враждебные веют над нами, /Демные силы нас злобно гнетут...», «Беснуйтесь, тираны, глумитесь над нами, //Грозитесь свирепо тюрьмой, кандалами!..», «Вставай, проклятьем заклейменный, //Весь мир голодных и рабов...», — как феноменально схожи между собой песни- призывы преобразователей мира, песни ре волюций. Схожи — потому что в них беско нечная ч р е д а о б щ и х п о н я т и й . Цен нейшие нравственные категории, выстрадан ные, выношенные человечеством за тыся челетнюю историю, оказываются выхоло щенными в словесном оформлении внешне ориентированных художников, превращают ся в пустой звук, в абстракции, никак не соотносящиеся с живой, непредсказуе мой, переменчивой реальностью. Так получается, что должная обществен ная польза, рожденная в «кабинетах», не пременно поверхностна. Легко говорить в целом об общем (например, о «счастье для всех»). Общее не требует конкретности, точности (а от художника не требует прет ворения объемного образа мира, то есть не требует духовного подвига), оно безответст венно, завораживающе понятно. В этом и заключено главное противоречие любого ут верждающего, предписывающего (пропаган дирующего) слова, тем более — слова поэта- «агитатора, горлана, главаря». Но «нормаль ные, естественные пути полезного нам не совсем известны... очень возможно, что можем ошибиться...». Возможность непоправимой ошибки — вот что опасно в требованиях явной — видимой, ощутимой — пользы. Но, имея дело только с общими, умозри тельно выведенными понятиями, ошибиться невозможно. Философская идея, зовущая к воплощению надлежащего «правильного» мироздания, прельстительна. Усвоенная на уровне осознания, она возносит обыкновен ного смертного над ближними, над жизнью, над миром. Для художника это вознесение опасно вдвойне. Так Маяковский с его стихом, уже склон ным к изображению оригинального подобия мироповерхности, слишком несоотносящейся с объемным образом действительности, ока зался внутри системы гармонически свя занных общих понятий — социально-нрав ственных абстракций, которыми буквально пронизана его поэзия послеоктябрьского периода. И дело даже не в том, что слишком за стыло выглядят в поэтическом представле нии идеальные сущности, превозносимые Маяковским, Стоит перечесть его «поздние» поэмы («V Интернационал», «Летающий пролетарий», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»), чтобы убедиться в однотонно сти предстоящего развития человечества, его будущего образцового устройства. «Улица моя. Дома — мои.., Пыль взбили //шиной губатой //в моем автомобиле //мои депутаты... За городом поле. //В поле —деревеньки. //В деревнях — кре стьяне. //Бороды — веники. //Сидят па паши. //Каждый хитр. //Землю попашет, //попишет стих». И все уравновешено — на поверхности в общей гармонии общих понятий: и вопрос собственности, и вопрос народовластия, и «слияние» умственного труда с физическим... Гигантский, но не весомый плакат. Взгляд на историю у Маяковского легок, касателен. «Маркс раскрыл истории зако ны, //пролетариат поставил у руля... Това ры растут, меж нищими высясь. //Дирек тор, лысый черт, //пощелкал счетами, буркнул: «кризис!»—//и вывесил слово: рас чет»... Его «капитализма портрет родовой» по заданным поэтом качествам является очень понятной, очень доступной иллюстра цией к учебному пособию по историческому материализму: «Машину он задумал и вы думал... //враз и царства и графства сже вал... //Наконец и он перерос себя... Обдряб //и лег у истории на пути //в мир, как в свою кровать. //Его не объехать, не обойти, //единственный выход — взор вать!..». Маяковский в своих вещах легко побеж дает пороки, исправляет изъяны текущей действительности — и мучительно пережива ет отсутствие в и д и м ы х , ясных и скорых перемен в жизни. Он торопит время («Вре м я—вперед!»), он спешит к высшей цели — к настоящему Социализму («Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, //протопа ем по пятилетке дней остаток...»), но время не ускоряется, цель по-прежнему остается где-то за горизонтом. Вокруг же, сейчас,_ по-прежнему все не так, не разумно, не пра вильно. И эти переживания есть его «не осознанное осознание» бесконечной удален ности общих понятий от живой реальности. Поэзия позднего Маяковского обретает человеческое, теплое дыхание, становится весомой и конкретной там, где он невольно отходит, сам того как бы не замечая, от «кабинетности», от ледяной отвлеченности абстракций, где он соучаствует в жизни, где побудительный мотив его ритмического гула истекает из конкретного личного быта: в стихах о стихах (как ни парадоксально это звучит), о любви — чувстве глубоко личном «по конкретному поводу» — к женщине, а не к отвлеченной идее. Сгущение поэтиче ской энергии в этих текстах настолько вели ко, что непроницаемая поверхность их начи нает излучать токи живого чувства автора, чувства, загнанного, казалось бы, по прави лам высшей квалификации в рельеф текста, переломанного на нем. И в этом «излучении несмотря на» (несмотря на мастерство поэ тической работы) сила и достоинство мно гих созданий Владимира Маяковского. Однако и в стихах о стихах, и в любов ной лирике есть грустное противоречие: поэт, переживая сердечную боль, одновре менно доказывает верность направления своего трубного пафоса — превознесения Общего над Частным (то есть над жизнью, над «эстетикой, этикой и прочей чепухой»), доказывает единственность этого направле ния, часто не принимаемого и не понимае
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2