Сибирские Огни № 004 - 1990
в медь проповеди... футуризм... во всех вас разлит наводнением». Это было сказано в 1915 году. Причем Маяковский особо вы делил мысль — «Футуризм мертвой хваткой ВЗЯЛ Россию». И уже скоро медь пропо веди захлестнула страну, уже назавтра в з я т и е совершилось' на практике, «сказ ка стала былью»... На этом же поле коренились, между про чим, и «теоретические» воззрения Маяков ского. Он подписывался под воззваниями футуристов, будучи молодым. Но и повзрос лев, сохранил глубинную основу убеждений. Красноречивы, например, его рекомендации молодым поэтам: «Я лично по двум жанровым картинкам проверяю свои стихи. Если встанут из гробов все поэты, они должны сказать: у нас т а к и х стихов не было и не знали, и не умели.., «Леф» не печатает просто «хороших» стихов. Нас интересует поэтиче ское культурное п р о и з в о д с т в о . И з о б р е т е н и е » (В. Маяковский. Стихи с при мечаниями (ответ студенту Л. Томашевско му). «Новый леф», 1928, № 3). «Плохо, по старинке; 1. Рядом с т о ч н ы м и определе ниями расставлены н е о п р е д е л е н н ы е декадентские... 5. Оживите сдохшую поэ зию темами и словами публицистики... Ноющее делать легко,— оно щиплет серд це н е в ы д е л к о й с л о в , а связанными со стихом параллельными ноющими воспо минаниями...» (Письмо Равича и Равичу. «Новый леф», 1928, № 8. Разрядка везде моя — С. Б.). , Маяковский не терпит неясностей и вооб ще вещей, уводящих от текста («ноющее», например). Его широко известная статья «Как делать стихи?» предельно точна по мысли. Именно д е л а н и е объясняет он подробно, ясно, логично. Он и в прозе оста ется самим собой (а статья есть как раз проза и блестящая, на мой взгляд): ведет мысль упруго сжатой фразой, делает текст оригинальным («выпуклым»), благодаря своему уникальному дару чувственного ося зания словесной оболочки. Он подчеркива ет, что работает с поэтическими заготовка ми, требует повышения поэтической квали фикации, четко — по пунктам — перечисляет необходимые данные для начала работы поэта, которая ничем не отличается от производственной, у него норма выработки 8 — 10 строк в день. Маяковский говорит о рождении своих стихов из «гула-ритма», из потребности его оформления. Из этого гула вытаскива ются слова. Гул — как некоторая самостоя тельно существующая данность. Именно из гулкого вольного ритма происходили и ранние бунтарские вещи Маяковского, и его социально-нужные сочинения 20-х годов. Причем это не ритмические волны музыкального пространства Блока, в кото рых сказываются приливы и отливы стихий ных сил. У ритма Маяковского другая природа, что подтверждается самим веще ством его стиха, совершенно непохожим на блоковскую поэтическую материю (раз личные исходные мотивы различно и прояв лялись в поэтах!). Его гул бытует во внешности реального мира, он — со ставная часть наблюдаемого, чувствуе мого рельефа. Все есть «ритм и бег», все6 движется, повторяется, возвращается — все звучит: море, дверь, даже вращающаяся Земля. Стих Маяковского словно был рож ден, явлен для того, чтобы уловить, запе чатлеть, заставить звучать, то есть сделать ощутимым этот отделенный от всего, живу щий самостоятельно и независимо ритм-гул. Но дело, конечно же, не в теоретических обоснованиях взглядов, а в их практиче ском претворении. Художественное сознание Маяковского, по моему убеждению, сформировалось именно в русле оговоренного здесь миро ощущения. Подтверждением тому служит его творчество. Глубоко характерно в Маяковском то, что он целиком пронизан светом необходимости вещественного пре образования мира, и в первую очередь — мира поэзии (!). Материя его стиха на всех уровнях, включая «элементарные», п р е д р а с п о л о ж е н а к тому, чтобы обладать т а к и м — внешним, устремлен ным к внешности — духом. То есть сдвиги в поэтике послеоктябрь ского Маяковского (а мы, напомню, искали как раз причины этих сдвигов) совершенно закономерны. Удерживающий центр («Я») его мира естественно сменился упорядо чивающей, организ)тощей данностью — «со- зидательно-отрицающим» социальным идеа лом. Становление Маяковского-худож. ника совпало в периоде «взросления» с начальным этапом революции в Рос сии. Маяковский по химическому со ставу своей крови именно поэт-революцио нер, взрывающий поверхность уклада, от вергающий традиции, осмысленно преобра зующий осязаемое вещество. Итак, определив поэтическое качество Маяковского на вещественном уровне, преодолев довольно сложный путь восхож дения, мы вышли наконец снова к предмету, открывшему эту работу: к уже обоснован ному разговору о Слове Маяковского применительно к вопросу о пользе искусст ва вообще. В приведенном выше высказывании За мятина о Маяковском специально обозна чена «казенная» принадлежность сюжетов, усовершенствуемых поэтом. Для Замятина к а з е н н ы е сюжеты — верный знак бе ды. Андрей Белый двумя годами ранее от крыто заявлял, что категорически отказыва ется заниматься «суррогатами» литератур ной деятельности — писать на «животрепе щущие» темы дня. Для него подобные за нятия равносильны гибели индивидуально сти (см. А. Белый. Я (эпопея). «Записки мечтателей», 1919, № 1). Корни неприятия животрепещущей казен щины уходят в определенное мировосприя тие, не принимавшее с л у ж б ы литерату ры, ее необходимой полезности в злобо дневной работе на заказ. Русские художни ки («старые», «традиционные») понимали свое Слово как нечто гораздо большее, не жели опосредованная агитация и пропаган да какой бы то ни было идеологии. Устрем ленность их духа в глубины загадочного жизненного пространства, к озаряющим жизнь «моментам истины», указывала им 6 Сибирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2