Сибирские Огни № 004 - 1990
явление аэроплана не случайно, оно подго товлено всем ходом истории, культуры, цивилизации.; Аэроплан глубоко содержате лен. Строго говоря, он не изобретение, а один из материализованных идеалов челове чества; в железной утробе его не только сложный механизм, но и сжатые в меха низм века последовательного созидания — за внешней оболочкой скрыт незримый, но реальный объем. Но в таком случае логика явных соот ветствий образа и подобия сомнительна. И кажущаяся безусловной необходимость но вых одежд в искусстве — вовсе не безуслов на. И тем более сомнительно одно из неотъемлемых и парадоксальных качеств в н е ш н е г о мироощущения (мироощуще ния скользящего взгляда)— отрицание в качестве конструирующего (созидающего) инструмента. Отрицание ведет художника к сосредото чению внимания на осязаемой поверхности. Вот почему аэропланы авангарда («нового искусства») оказываются почти всегда пустыми формальными копиями, не соз вучными ни живому чувству, ни живой мысли. Вот почему прав был по-своему Маяковский, утверждая некогда, что «детей (молодые литературные школы также) интересует, что внутри картонной лошади. После работы формалистов внутренности бумажных коней и слонов ясны» (см.: «Как делать стихи?»). Ясны — потому что внут ри картонной лошади (здесь — поэтического произведения) действительно пусто. Есть текст и только текст, сверх него, за ним ничего быть не может, кроме тонкого слоя бумажного листа (!): вся литература на виду, ее можно разобрать на формальные части и части подробно рассмотреть. Вот почему самым очевидным, самым ясным течением в русской поэзии начала века являлся, конечно, футуризм. В мани фестах футуристов поражает незатейливая простота мысли, л е г к а я л о г и к а ут верждаемых ими преобразований: доста точно сломать прежние рамки, расшириться, достаточно перенести смысл на оболочку слова и— новое выражение рождено, вер нее, изобретено, «новое искусство» сделано. И десятилетие спустя со времени первых футуристических деклараций, уже в группе «лефов» («мы, лефы, ведем начало от «Пощечины общественному вкусу»...» — С. Третьяков) теоретические изыскания еще резче подчеркивают все основные черты рассматриваемого нами художественного осознания мира: логично, ясно, четко фор мулируют свои взгляды Брик, Арватов, Третьяков (я называю «леф», потому что к этой группе примыкал Маяковский, разде ляя вполне, как увидим ниже, основопола гающие взгляды теоретиков). «На огромном словопрокатном заводе современной поэзии не может не быть ли тейного цеха, где расплавляется и химиче ски анализируется весь словесный лом и ржа для того, чтобы затем, пройдя другие отделения, сверкнуть светлою сталью — режущей и упругой. И роль такой слово- плавильни играет Крученых со своей груп пой заумников». Так определял свое отно шение к «коренным» футуристам С. Третья ков («Дальневосточный телеграф». Чита, 1922, № 286). Поэзия как производственный процесс — это очевидная, напрашивающая ся аналогия: раз поэт обрабатывает словес ный материал (а что же есть слово по логике вещей, как не материал обработки?), то он — рабочий соответствующего произ водства, хотя бы и словопрокатного. Вполне прозрачно также превознесение новейшими авангардистами двадцатых го дов «литературы факта»—картонная лошадь может быть п о л е з н а , если склеена из газетных кусков, где строки прямо соответствуют реальности жизни, уклады ваются явно в рельеф окружающего. (Само название «Леф» как нельзя более вырази тельно: малое изменение выпуклости текста (слова), и «лев» мгновенно, революционно превращается в «леф» (левый фронт); внешне слово почти то же, но вместе с тем бесконечно удалено от «льва»; в этом «поч ти» и заключен весь смысл броского, эф фектного названия.) Весьма характерно то, с каким искрен ним любопытством всматривается в мир вещей один из ближайших единомышлен ников Маяковского по левому искусству — «исключительный Родченко», технический художник-конструктор. Он с удивлением, например, разглядывает хрустальную вазу, ее стеклянную чувственную фактуру (см.; А. Родченко. Опыт съемки предметов на просвет. «Новый леф», 1928, № 3). Он смотрит сверху вниз и снизу вверх на мос ковские дома, на постового милиционера, на мальчика-пионера, вообще на «быт» (широко известные фотографии Родченко), он находится в постоянном расширитель, ном поиске новых углов зрения — новых поверхностей. Он — знаменитый мастер фотомонтажа, рекламы, оформления книж ных обложек (в том числе книг Маяков ского), мастер сопряжения геометри ческих подобий на плоскости. Его чайный сервиз изобретен с помощью циркуля и линейки — без единой живой (от руки) линии. «В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой... Против этих точек (то есть нормальных, традици онных. — С. Б.) я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии... Самыми интересными точка ми современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх»... (Письмо Родченко в редак цию «Советское фото». «Новый леф», 1928, № 6 ). Ситуация такого самоопределения ху дожников была общей для искусства России 20-х годов, и не только для искусства. От одного корня происходили конструктивист ское направление в архитектуре и намечаю щиеся, а где и уже идущие, проекты гигант ских переворотов в укладе страны. По сути, история советской России — это история нации, увлеченной на путь преобразования сиюминутной бытийной поверхности высво бодившимися социальными силами «внеш него» мировосприятия. И Маяковский как будто угадал существо надвигающихся со бытий, предупреждая в свое время обыва телей в краткой речи-заметке «Капля дег тя»: «...Не удивляйтесь, если сегодня в на- щих руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего, и голос футуриз ма, вчера еще мягкий от сентимен тальной мечтательности, сегодня выльется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2