Сибирские Огни № 004 - 1990
воссозданной на фундаменте «записанных слов» картины, то Маяковский, напротив, сосредоточивается собственно на тексте — поэтическая картина заключена именно в нем, в его «выпуклости». Там, где поэт традиции говорит «просто и внятно», Мая ковский обязательно переломит выражение, превратит текст из прозрачно застывшей проницаемой плоскости в рельеф, прибли зив тем самым слушателя к словесной по верхности, заменив ею затекстовое прост ранство. Кроме того, выражение Маяковского, по всей видимости, не обладало, как показало время, запасом всеобщности (боль шинство стилистических новаций поэта не привилось в литературной практике), оно выявило «внешнюю вариативность» языка, его формальную гибкость. Маяковский де монстрирует как будто возможность разно го — ненормированного — высказывания. К примеру, им буквально перепробованы на предмет рифмовки все синтаксические перегруппировки в стихотворной строке: «И когда //наконец, //н а веков верхи став, //последний выйдет день им, — //в черных душах убийц и анархистов //з аж гусь кровавым видением...» Показательны и его всевозможные флективные вариации — допустим, множество слов на «вы», которые в массе своей имеют значение именно «слов на «вы»: «выпляшет», «вызарю», «выграни вал», «выжиревший», «выкипячиваю», «вы- громил», «выбелят», «вымученный», «вызна- комь»... Маяковский говорит «вызарю», и новый смысл слова в том, что это «озарю», так сказать с обратным знаком — поданное вперед, на первый план слово. Поразительно, сколько энергии уходит у поэта на «выделку» текста, на поиск «ме лочишки суффиксов и флексий в пустую щей кассе склонений и спряжений». Мож но сказать, поэт в высшей степени изощ рен в увязывании слов; он почти физи чески чувствует, осязает их оболочку. Ка жется, что его занимает главным образом вещество стиха, он колоссально сосредото чен на нем, он как будто раз и навсегда принял поэзию, поэтический дар, как выс шую способность к ваянию из словесного материала. Отсюда: поэтический объемный образ традиции замещен у Маяковского о б р а з о м б а р е л ь е ф н ы м (образом-ба рельефом), значение которого исчерпыва ется его наглядной поверхностью. Поэтому восприятие стиха идет, как правило, по линии осязания внешности и во многом определено последовательным изменением поверхности текста. Можно предположить, что устремленность Маяковского-поэта противоположна тради. ционной. Его исходный побудительный мо тив есть как будто стремление не растворить текст, но превратить его в первостепенную данность — в Текст. Конфликтное противо речие поэзии разрешается Маяковским об ратно традиции — в пользу «словесности». Итак, внутреннее пространство стиха Маяковского представляет своего рода п о- л о т н о (пространство-полотно), могущее неограниченно расширяться (как вся кая искусственная поверхность), но не име ющее глубины. Оно позволяет воспроизво дить поэтические картины — осязаемые, полностью укладывающиеся в его поверхно стный рельеф. Рисунок в картинах (если воспользоваться видимой аналогией), как правило, необыкновенен и содержательно резко не похож на жизненный прообраз — на человека, мир людей, природу. Он выте кает из свойств барельефа — подобия хотя и не тривиально уплощенного, но всегда ма лостороннего, не объемного. Огромное полотно-пространство быстро осваивается во всех возможных направле ниях и автором, и сторонним сознанием слушателя-собеседника — потому что любая поэтическая картина воспроизводима толь ко в сотворческом текущем диалоге; диалог же требует развития, движения. Так, на пример, лирический герой Маяковского, если подходить к нему с позиции хроноло гического художественного развития — от произведения к произведению, естественно перерастает «человечий» размер, физиче ски охватывает всю Землю, добирается до неба, до звезд, до самого Бога. Мир людей предстает в многомиллионном единстве — в виде толпы, в этом мире случаются сверх события. Человек же (не герой) становит ся неразличимым, так как он часто слиш ком непохож на самого себя, он мелок, мал размером... Но беспредельное расширение поэтической картины за счет ресурсов про странства невозможно (1). Существует пре дел, за которым — уже потеря целесообраз ности: выше звезд, выше Бога нет уже ни чего, Земля исчерпывается замкнутой ши рью, люди — бесчисленной совокупностью, человек — непохожестью на самого себя, лирическое чувство — предельным накалом. Далее — срыв голоса, распад поэтического мира, заумь. Маяковский никогда не терял чувства ме ры и предела не переступал. Он придер живался границ «дозволенного» расширения границ своей вселенной. Из этого естест венного ограничения масштаба следовало то, что поэту было суждено неминуемое по вторение, так как кроме развития вширь рельефной поверхности пространство-полот но не имеет иных возможностей для под держания неповторимой жизни диалогиче ски подвижного художественного мира. Кар тины-миры произведений Маяковского как бы были обречены на сходство между со бой. Обыкновенно в таких случаях худож ник начинает кружить на месте, а осознав это, искать выход из замкнутого круга. Кажется, именно такой кризис повторе ния пережил Маяковский на рубеже 1916 — 1917 годов. Прислушавшись, присмотрев шись к его вещам, созданным в тот и пред шествующий ему периоды, можно уло вить, почувствовать схожесть их художе ственных фундаментов. Я говорю не о тема тических обращениях, постоянно возобнов ляющихся в его дореволюционных произве дениях, но об ощущении статичности в ря ду поэм и стихотворений. Маяковский как будто все уже высказал (вернее, выкричал) в «Облаке в штанах», в «Флейте-позвоноч нике», в десятке-другом коротких вещей: и о своей любви, и об огромности и исключи тельности своих чувств, и о своем взгляде на мир, отношении к нему. Что же дальше? Маяковский м е н я е т с я .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2