Сибирские Огни № 004 - 1990
Окраска поэтической речи у Маяковско го замечательна. Интонации поэта часто резкие, кричащие. Но и там, где нет воскли цаний, где поэт говорит сдержанно, тон его речи не похож на принятые образцы в силу исключительной оформленности го лоса. Голос Маяковского в таких вещах всегда прямой, жесткий, решительный. Для него не характерны эластичность, гибкость, подвижность, оттеночная широ ту. Маяковский даже в лирике своей узна ваем, кроме всего прочего, по отличитель ному индивидуальному твердому тону: «Я пролетарий. Объясняться лишне. //Ж ил, как мать произвела, родив. //И вот мне квартиру дает жилищный, //мой, рабо чий, кооператив...», «Любить — это зна чит в глубь двора //вбежать и до ночи грачьей, //блестя топором, рубить дрова, //силой своей играючи...». Даже такая деталь, как начертание строф, у Маяковского тоже особенна: Нервы — большие, маленькие, многие! — скачут бешеные и уже у нервов подкашиваются ноги... Издай, Кулидж. радостный клич! На хорошее и мне не жалко слов. От похвал красней, как флага нашего материйка, хоть вы и разъюнайтед стетс оф Америка... (Замечу, что я не претендую здесь на сколько-нибудь полное описание стиха Маяковского, это всего лишь краткий очерк, беглый взгляд, всего лишь объявление фак та «особенности» стиха поэта, которую я считаю исключительно важной для понима ния природы его творчества и о которой речь пойдет ниже. Меня интересуют в пер вую очередь мотивировки подхода к поэзии Маяковского с тем, чтобы попытаться вы строить ее здание, начиная от конкретного, действительного фундамента («от земли») — от сугубой материи стиха.) Итак, Маяковский на практике как будто расширил возможности поэтического выра жения. Однако впечатление это обманчиво: выходя за рамки традиции, поэт остается целиком (вот что характерно) в н е ра мок. Проявив и использовав ресурсы нового, он завершил тем самым внутри- пространственное строение своего стиха. Оно исчерпывается данными средства ми (!). Творчество Маяковского, взятое во всем объеме, подтверждает неизменную исключительность состава его произведе ний. У поэта нет ни одного «законченно традиционного» стихотворения, то есть, яв ленного обыкновенными — «незапредель ными» — средствами. В результате: поэтическое выражение Маяковского, не расширенное, не обогащен ное, но подчеркнуто аномальное. Внутрен нее пространство его стиха поэтому ослож нено, оно становится как бы вдвойне ус ловным Условность всегда была одним из опре деляющих фактов поэтического бытия. В самой природе поэзии заложено глубокое противоречие. С одной стороны — имеет ся начальная заданность материальных ус ловий (ритмического основания, связанной с ритмом словесной созвучности, жесткой ограниченности формы). С другой — поэзия всегда есть Слово, сообщаемое, обращенное к миру. Конфликт между такими разнопо- лагающими началами получает различные решения в зависимости от индивидуально сти художника-носителя Слова, сообраз но его чувству мира. Исторически сложилось так, что русская поэзия, начиная, наверное, еще со времен Державина, как бы тяготилась вещест венной скованностью. И стремилась п р е о д о л е т ь ее, растворить словесную дан ность в Слове. Пушкину, быть может, впер вые удалось полнозвучное преодоление. Не принужденная легкость, с которою оно совер шилось, стала своего рода образцом гар монического растворения формы в сущест ве (и остается по сей день, несмотря на происшедшие за полтора века неизбежные медленные смещения в литературном язы ке). С Пушкина, по сути, развилась ветвь деметафоризации внешности стиха (скло нения его к обыденному виду), превратив шаяся со временем в несущий ствол рус ской поэзии, в ту самую традицию, о кото рой мы заговорили выше. Продолжив шие ее поэты 1900— 1910 годов, эстетиче ски различно устремленные, в своих луч ших произведениях до странного о д и н а к о в о о б ы к н о в е н н о произносят сло ва, одинаково сдержанны в фантазиях превращения реальности (сравните «Осен ний день» Блока, «Петербург» Анненско го, «Ледоход» Гумилева, «Ритм» Бунина). Замечательно, что здесь традиция явно выказывает загадку, присущую искусству. Ибо что же есть поэзия, это чудо высшего откровения, остановленного мгновения Пре красного, если обыкновенные слова произ носятся обыкновенно— спокойно и внятно? Очевидно, дело не в словесности (осязае мой оформленности текста), но в том, ч т о лежит за текстом. Мы рядом шли, но на меня Уже взглянуть ты не решалась, И в ветре мартовского дня Пустая наша речь терялась. Белели стужей облака Сквозь сад, где падали капели, Бледна была твоя щека, И, как цветы, глаза синели. Уже полураскрытых уст Я избегал касаться взглядом, Но был еще блаженно пуст Тот дивный мир, где шли мы рядом.1 1 Следует особо заметить, что «внутреннее про странство» не тождественно «выражению». Про странство есть вещество произведения в целом, включая абсолютно все его моменты, вплоть до продолжительности звучания. Выражение — эго как бы слепок, матрица, поэтический код, кото рый характеризует оформленное вещество любой «части» пространства. Так выражение Пушкина в «Медном всаднике» равно выражению в стихо творном отрывке «Осень» и может быть уловлено из нескольких взятых наугад строф. Пространство же требует охвата вещей целиком, так как разни ца поэтических картин поэмы и стихотворения на лицо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2