Сибирские Огни № 004 - 1990
силу закона и в права вступил самый бес компромиссный судья художника — Вре мя... Но в том особенном положении, кото рое занимает Маяковский в русской поэ зии. Оно в каком-то смысле п р о т и в о - в е с н о (иной вес, иная мера) положению Пушкина, в чьих координатах ведется от счет ценностей в отечественной литературе. Когда-то Маяковский, беседуя в своем «Юбилейном» с безмолвной статуей перво го поэта России, предсказал их будущее соседство. Предсказание сбылось. Пушкин и Маяковский стоят сегодня рядом. И не только на книжной полке. Их непохожие изваяния возвышаются в центре Москвы. Между ними всего-навсего отрезок Твер ской — Горького (какое странное посмерт ное пересечение, не правда ли?) — расстоя ние от Садового до Бульварного кольца. Но расстояние на деле много больше и, может, непреодолимо вовсе. Пушкин однажды заметил, что цель поэ зии есть сама поэзия. Заметил походя, вы разив тем не менее суть. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли пе ро!» — требовал-объявлял во всеуслышанье Маяковский послеоктябрьского периода. Здесь неявное противостояние двух прин ципов — различных отношений художни ков к собственному слову — к Слову, ко торое было вначале и которое вмещает в себя целый мир. Об этом речь. Но оставим на время высокие материи, ибо разговор о них пока ничем не обосно ван. Вглядимся в суровый облик пролетар ского поэта, попытаемся выяснить, понять, ощутить, к а к , собственно, в и д и т он. Иначе говоря, первой и необходимой сту пенью к образу мира — к Слову Маяков ского — должно стать рассмотрение его стиха1. Молодой Маяковский входил в поэзию с шумом, на волне эпатажа. Его ранние ве щи выглядели подчеркнуто броско, дерз ко, почти неприлично — это было не сов сем то, что до сих пор считалось принятым. Точнее — совсем не то. И вот что характер но: и по сей день, несмотря на выработана ный литературной практикой устойчивый иммунитет читательского сознания ко все возможным поэтическим изобретениям, не только первые стихи, но и все творчество Маяковского воспринимается как нечто глу боко оригинальное, не типическое. Это впечатление, приходящее с индивидуальным открытием поэта в дальнейшем, даже при внимательном рассмотрении историческо го среза многоликой русской поэзии, не рассеивается. Причина тому — явная удаленность Мая 1 Вернее, оригинального внутреннего пространст ва стиха. Под «пространством» я понимаю совокупность разнокачественных внутренних условий поэтиче ского произведения (как чисто лингвистических, так и выходящих за пределы лингвистики), позво ляющих стороннему сознанию (читательскому, ис следовательскому) вступить в диалог с произве дением — т. е. «создать» индивидуальный образ его художественного мира (мир существует в этом пространстве, благодаря е му ) . Из бесконечного ряда таких диалоговых образов и складывается наиболее объективный, полный мир ( п о э т и ч е с к а я к а р т и н а ) произведения, особенный мир поэта. При таком взгляде — диалектическое единство мир — пространство есть конкретное вы ражение обобщенного единства форма — содержа ние, оно составляет суть любого произведения ли тературы. ковского от центральной линии отечествен- ного поэтического развития. Содержатель но эта линия не совпадает с эстетическими течениями, имевшими место в художест венной жизни России в начале двадцатого столетия. Существо ее заключено, собст венно, не в развитии в буквальном смысле, но в у д е р ж а н и и глубинной традиции, в преемственности исходного формирую щего стих мотива — чувства высшего наз начения поэзии, выработанного, подтверж денного творческими усилиями предшест вующих поколений художников. Поэтому данная линия, которую я обозначу для удобства просто как «традицию», сводит в одном ряду совершенно розно, казалось бы, стоящих поэтов (например, таких, как Анненский, Блок, Бунин, Гумилев позднего периода, Г. Иванов и Ходасевич периода зарубежья, Есенин...). Разница эстетических позиций переплавлена в ней в феномен единосущности русской поэзии. Вообще «традиция» требует подробного многоуровневого описания. Пока же, в свя зи с необходимостью близкого рассмотрения стиха Маяковского, я выделю в ней лишь одну сторону. Разговор пойдет о п о э т и ч е с к о м в ы р а ж е н и и — о способе использования языковых средств для создания образной материи; другими словами, о веществе внутреннего пространства стиха, из кото рого и возникает поэтическая картина (ху дожественный мир). Стихотворения традиционные (то есть принадлежащие «традиции») вполне о б ы к н о в е н н ы по форме изложения — в этом их отличительная черта. Они — как бы просто высказаны. Простота в том, что выразительные сред ства растворены в живой художественной целокупности, не выступают отдельно, рав но друг другу значимы. То есть традицион ное выражение устойчиво, оно исповедует срединность, уравновешенность в выборе ре сурсов, его отклонения из исторически сло жившихся на современный момент рамок незначительны; оно — нормально. Благода ря ему произведения традиции несут в се бе иллюзию прозаического звучания. «Про заичность» сказывается в завершенной обы денности изложения, в разговоре-сообще нии «вровень» с собеседником-слушателем, в голосе поэта, звучащем, как живой голос человека (поющего или сказывающего), обыкновенно произносящего слова. Так, даже завораживающая музыкаль ность поэзии Александра Блока, тем не ме нее, ничуть не противоречит спокойному — нормальному — его выражению. Блок поет (говорит) языком, не отделенным пеленой невнятности от ближнего (за исключением, быть может, самых первых его стихов): «Одна мне осталась надежда: //Смот реться в колодезь двора. //Светает. Белеет одежда //В рассеянном свете утра...», «Никогда не забуду (он был или не был, //Э тот вечер): пожаром зари //Сожжено и раздвинуто бледное небо, //И на желтой заре — фонари...», «Река раскинулась. Те чет, грустит лениво //И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва //В степи грустят стога...». И напротив, творчество Игоря Северя нина, например, располагается, в основном,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2