Сибирские Огни № 004 - 1990
Сергей БАНИН ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ С БЕССМЕРТНЫМИ СТИХАМИ?» ОПЫТ П РОСТРАН СТВЕННО ГО И ССЛ ЕДОВАНИ Я ПО ЭЗИИ М А Я КО В С КО ГО В опрос о пользе искусства стар, как мир, и, казалось бы, давно ут ратил злободневность в свете высо кого знания общечеловеческой (мировой) культуры. Однако снова и снова возникает он на пути художника, преследует его стран ным образом, требуя сиюминутного раз решения. История отечественной литера туры двух последних столетий — под тверждение тому. Какими бы мелкими, наивными даже ни представлялись разгово ры о назначении прекрасного, но они были, сопровождали наших классиков, они в том или ином виде продолжаются и сегодня. Поэт Пушкина бросал гордо толпе, тре бующей от него пользы: «Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!» Но соплеменники не унимались, в обществе всегда находились силы, ожидающие от ху дожника практически ( п о л е з н ы х ) резуль татов, указующие на должность таковых, на необходимость реального дела. И уже спустя всего четверть века Добролюбов, талантливый юноша-критик, один из идей ных вдохновителей целого направления об щественной мысли, утверждал нечто сов сем иное: «Литература представляет со бою силу служебную...». Его мнение ис кренне разделяли многие представители де мократического лагеря. Однако не только своеобразные условия того исторического отрезка повлияли на формирование по добного взгляда. Имелись и другие, бо лее веские причины. Достоевский, напри мер, занимал позицию, противную добро любовской. Его «подите прочь!» вылилось в оригинальную эстетическую платформу. Спор утилитаристов и сторонников «чистого искусства» оказался долгим. Существует, очевидно, некая высшая сфе ра, порождающая указанный вопрос,— его заоблачная идея. Она неосязаема, незрима, загадочна, но она определенно воздействует на текущую действительность, затрагивая не только область искусства, но и саму жизнь. Сфера эта располагается н а д преходя щей злобой дня, поэтому вопрос вечен, и попытки решения его связаны отнюдь не с умозрительными разработками, а с ху дожественными созданиями. Как бы горя чо ни спорили теоретики, приблизиться к тайне дано лишь художникам. И лишь 134 следуя за ними, вглядываясь, вслушиваясь, вживаясь в их творчество, можно попы таться преодолеть границу обыденного сознания, уяснить для себя смысл сущест вования прекрасного в мире (например, поэзии; зачем-то же она дана нам — за чем?..). Что делать нам с бессмертными стиха ми? Бывают эпохи, когда прекрасное низво дится с горних высот на бренную землю, когда вечные вопросы искусства предель но опрощаются — трактуются весомо, гру бо, зримо. Общественные бури затмевают ненаблюдаемую «вторую» реальность. Му зы умолкают, вернее, их печальные высо кие голоса невозможно расслышать в мощ ном негармоническом звучании мирового оркестра. Случаются творческие судьбы, в кото рых, как лучи в специальном вогнутом стекле, сходятся противоречия художест ва и быта, произнесенного слова и вопло щенного дела. Точка сведения вспыхивает и освещает глубины человеческого кос моса, дотоле неразличимые. Такой эпохой была грандиозная русская революция. Такой судьбой стала жизнь Владимира Маяковского — п о э т а . «Я — поэт. Этим и интересен». Конечно, любой крупный художник, пе реживающий мировые потрясения, отра жает их свет, сводит в себе те или иные нити бытийного напряжения. Но в отно шении к настоящему разговору, примени тельно к «проклятому вопросу о пользе» на почве нашей российской действительности — именно Маяковский, быть может, как никто другой, сфокусировал в своем твор честве главные, определяющие тенденции взаимопроникновения и взаимоотторжения искусства и жизни. Дело даже не в количестве прижизнен ной и посмертной славы Маяковского. По масштабу ее, разного рода и разной окрас ки, по размеру фигуры поэта в культурной панораме эпохи у него, пожалуй, нет рав ных среди современников. Дело не в сте пени официозности его имени, безмерно увеличенной некогда директивной резолю цией вождя, — ныне резолюция утратила
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2