Сибирские Огни № 004 - 1990
периодических изданий, которые продол жают проводить линию критического ос мысления литературной жизни своего края, соотнося ее с общесоюзным лите ратурным процессом. Ну и что, кстати, с того, что на страницах журнала подчас мелькают одни и те же имена. Куда же деваться этим бедным авторам, если пи шут они о своих земляках, до которых в столицах дела нет? Жаль лишь, что не престижным делом вводить в литератур ный обиход имена писателей, живущих «во глубине России», занимается все мень ше критиков, особенно молодых, которые, не успев толком навострить критические перья, уже начинают прибиваться к ста рым и новым классикам, разглядывать их в «современных ракурсах», «заново прочи тывать»... И наконец пришла пора разобраться с «лицом журнала». Насколько я понимаю, оно есть то, что тот или иной печатный орган отличает от другого или, иначе го воря,— индивидуальный его образ. Одна ко, если верить А. Андрианову и Л. По лухиной, то именно образ этот у «Сибир ских огней» и отсутствует. Выше мы уже вполне отчетливо уясни ли, что есть что в журнале, а потому бес почвенность такого убеждения совершен но очевидна. Разве то, что основу жур нала составляют произведения писателей- Сибиряков, — не черта лица издания су губо сибирского? Разве постоянная пуб ликация национального фольклора наро дов Сибири — не отличительная черта культурно-интеллектуального свойства? Одна она придает журналу колорит и своеобразие. А возвращение нашей куль туре писателей горькой судьбы, одарен ных, но незаслуженно забытых наших земляков — ничего не добавляет облику сибирского журнала? Разве не заметно, как, не смотря на солидный, почти семи десятилетний, возраст, моложав журнал, благодаря молодым авторам, которые, активно устремляясь на его страницы, вносят свежесть чувств и бодрость мысли? И не отличительное ли свойство «Сибир ских огней», что при всем их стремлении к горько-обнаженной правде, ликом они все-таки светлы, ибо многими своими публикациями нацелены на духовное воз рождение и очищение человека? И не по одному только названию «Сибирские ог ни» — журнал сибирский, и по сути, по содержанию своему, по отражению и ос мыслению подлинно сибирских забот и проблем, которые восходят к проблемам и заботам всесоюзным, по отображению ис торического прошлого, настоящего, пер спектив многонационального нашего региона. Жаль, что всего этого в лице журнала не сумели разглядеть товарищи из «Литера турной газеты». Есть, правда, и несколько иное пони мание «лица журнала» как некой идейно политической концепции. Так, сотрудник журнала «Дальний Восток» И. Литвинен ко, участвующий в составе литгазетовской бригады в обсуждении «Сибирских огней», сообщил, что их редколлегия как руко водство к действию приняла концепцию «Дальний Восток для дальневосточников». Идеи областничества далеко не новы, но нужно ли на них сегодня делать ставку? Журнал «Сибирские огни» вообще, надо сказать, всегда был чужд каким-либо се паратистским настроениям как в литера турной, так и в общественно-политической жизни, поскольку с первых же дней сво его существования взял курс на консоли дацию всего лучшего, что есть в культур ной и социальной жизни Сибири. Хотя некоторым и хотелось бы видеть в «Си бирских огнях» нечто вроде собственного «Огонька», либо, наоборот,— сибирского «Нашего современника», что, надо пола, гать, и придало бы лицу журнала ярко выраженную окраску. Однако то, что «Сибирские огни» не тяготеют ни к одному из полюсов,— тоже показатель своего лица, и лица не такого уж и 1бесцветного, коли привлекает оно к журналу и правых, и левых. А это сегод ня, когда настроения обособления и раз общения глубоко проникли в наше об щество, немаловажно. Ну, а поскольку «Сибирские огни» — единственный на ог ромный регион литературно-художествен ный и общественно-политический журнал, то литературная независимость его — не обходимое и объективно закономерное ус ловие существования. Наверное, не стоило бы так долго рас пинаться по поводу некачественно сде ланной работы (а иначе я квалифициро вать и «круглый стол», и отчет о нем не могу), если бы случай этот был всего лишь досадным недоразумением, осечкой. Но нет, он скорее звено определенной сис темы отношений с периферией, которую демонстрируют на разных иерархических уровнях различные литературные подраз деления и структуры Центра (и не только «Литературной газеты»). Системы, отла женной еще в достопамятные «застой ные» времена, когда централизованная накачка сверху донизу и признательные покаяния снизу доверху были нормой системы, не изжившей себя и до сих пор. Вот это и тревожит больше всего и за ставляет думать, что ни в Свердловске, ни в Хабаровске, ни в Саратове, ни в Ново сибирске, где проходили обсуждения ме стных журналов, «голос из провинции» по- настоящему так и не был услышан. И, наверное, не будет, пока не изменится в корне отношение к литературной провин ции, пока не перестанет быть она падче рицей, удобным объектом для показатель ных экзекуций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2