Сибирские Огни № 004 - 1990
сегодня, когда так же происходит рево люционное обновление нашего общества, редакция и редколлегия «Сибирских ог ней» важнейшую свою задачу видят в том, чтобы всемерно способствовать ото бражению перестроечных процессов как в регионе, так и в целом в стране. Немало нареканий вызвал и критиче ский раздел журнала. Отмечалась, в ча стности, нехватка здоровой дискуссион ное™. «Более того, — пишут в отчете А. Андрианов и Л. Полухина, — журнал как бы бежит от нее, отвергая иные точки зрения, иную позицию, нежели его собст венная». В качестве неоспоримого аргумента со авторами приводится статья И. Аристова и, спорящая с ней, статья автора этих строк. Разговор шел о проблемах про винциальной литературы. Молодбй критик пытался доказать, что населяют ее сплош ные бездарности, занявшие все ключевые посты в печатных органах и не дающие дорогу талантливым молодым. Выдвинутая концепция подкреплялась малодоказатель ным разносом, «размазыванием по стен ке» большой группы новосибирских поэ тов и прозаиков. В итоге молодой возму титель спокойствия предлагал (увы, ни что не ново под луной!) сбросить «с ко рабля современности» всю «городскую ли тературу» и перераспределить бумагу в пользу самых необходимых, по мнению и вкусу автора, писателей, а также в поль зу начинающих дарований. Статья отли чалась агрессивностью, развязно-оскор бительным тоном. И вот об этом прежде всего — о необходимости доказательно сти, взаимоуважении, культуре полемики и поисках совместных путей решения на копившихся в провинциальной, то бишь «городской», по определению Аристова, литературе проблем — я пытался сказать в своей ответной статье. Но посмотрите, как своеобразно наш диалог интерпретировала «Литератур ная газета»: «Статья и в самом деле многих задела за живое, тут бы и развернуть дискуссию! А что журнал? Поднял перчатку, принял вызов на откровенный разговор? Нет. Он просто отчитал «бунтовщика», выдал ему по первое число — в нелучших традициях «застойного» времени — пером заведую щего отделом прозы критика А. Горше нина — загасил, так сказать, 'занимав шийся пожар инакомыслия. Захочет ли, осмелится ли другой молодой критик переступить порог журнала?» Уже одно то, что статья И. Аристова вообще была напечатана, причем, именно в таком виде, в каком представил ее ав тор, есть, по-моему, весьма красноречи вое свидетельство того, что журнал «под нял перчатку». Хорошо, конечно, что «Литературная газета» взялась рьяно поддерживать на чинающего автора. Странно только, что, аплодируя его откровениям, считая их, видимо, ярким показателем «здоровой дискуссионности», «Литературная газе та» отказывает в собственной точке зре ния и собственной позиции противополож ной стороне. Справедливо ли, что одному — инакомыслящему «бунтовщику» — зе леную улицу и не моги его тронуть, а 132 другому — «ретрограду», пытающемуся защитить от инакомыслящего хамства товарищей по литературному цеху, — за жечь красный свет. Очень уж однобокая получается дискуссионное™. И уж кто действительно в данном случае пытается «отчитать», погрозить пальчиком — ужо вам! — так это сама «Литературная га зета», которой, чувствуется, очень близок и аристовский нигилизм, поскольку он соответствует собственному ее высоко мерно-презрительному отношению к пе риферийной литературе, и тот упрощен ный, поверхностный подход к жизни ли тературной провинции, который обнару живает молодой критик (ему-то прости тельно!) и который во всем «блеске» де монстрируют авторы отчета о «круглом столе» в Новосибирске. Кстати, дискуссия, которую своей ста тьей «закрыл» А. Горшенин, продолжает ся в читательских письмах. Некоторые из них, наиболее острые, в том числе и в защиту И. Аристова, редакция предпола гает опубликовать в 1990 году. Любо пытно, что читатели ведут куда более конструктивный, нежели товарищи из «Литературной газеты», разговор, ста раясь найти в обеих позициях рациональ ное зерно. Я не случайно вспомнил о читательских письмах. Они и наше зеркало, и во мно гом наш ориентир в работе. Многие из них мы публикуем в постоянной рубрике «Обратная связь», и по своему накалу, страсти, заинтересованности они достойно продолжают и дополняют публицистиче ский и критические разделы журнала И обрати наши строгие ревизоры внимание на эту скромную рубрику, они кое-что увидели бы несколько иначе — как бы через призму непосредственного чита тельского восприятия (а ведь для него, читателя, мы и работаем), свободного от наслоений разного рода литературных доктрин и концепций. И вот еще о чем обязательно хотелось бы сказать. В разговоре о критическом разделе журнала оказались явно смеще ны акценты в сторону «здоровой дискус- сионности». Ничего против нее не имею, вам действительно в критике нашей не хватает полемики. В то же время не могу согласиться с тем, что основа литератур ной критики — проблемные статьи и об зоры, литературные портреты и рецензии, которым в «Сибирских огнях» отведено значительное место — оттеснены на вто рой план как нечто менее существенное: «То, что вчера было достаточным, сегодня удовлетворить не может». Стало быть, бесконечные дискуссии, по поводу и без повода сотрясающие воздух, групповая свара, процветающие во многих цент ральных изданиях, в том числе и в самой «Литературной газете», где почти вытес нены классические формы критики, удов летворить могут, а обстоятельный, вдум чивый, некрикливый разговор о состоянии литературы, о конкретных произведениях конкретных писателей — уже не может? А мне кажется, «Сибирские огни» уже за одно то должны вызывать уважение, что не втянулись в бесплодные критические склоки с прогорклым коммунальным душ ком, что они — одно из немногих нынче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2