Сибирские Огни № 004 - 1990
на страницах журнала появилось больше десятка. И коли уж мы обратились к ста тистике, то скажу, что минувший год — не исключение. 1988 был еще более уро жайным: пятеро дебютантов в прозе, две надцать в поэзии, шестеро в очерке, семе ро в критике. Чуть, может, поскромнее баланс в 1987 году. Дело, конечно, не в количестве, и об этом мы еще тоже поговорим. Количест венные характеристики я привожу не из хвастовства и не желания оправдаться, а чтобы восстановить истинную картину, до казать полную беспочвенность незаслу женного обвинения в том, что «Сибирские огни» светят кому угодно, «только не мо лодым». Кстати говоря, на обсуждении не согла сился с утверждением, что в журнале не внимательно относятся к молодым, и «са мый молодой прозаик, опубликованный здесь», И. Картушин, сказав в своем вы ступлении, что ощущения, будто ребят, делающих в литературе первые шаги, как он выразился, «кто-то куда-то не пущает»,— нет. К сожалению, от нелицеприятного выступления И. Картушина, который, в частности, усомнился в моральном пра ве «Литературной газеты», потерявшей у читателей былой авторитет, устраивать по добные обсуждения (о том же говорил и новосибирский поэт В. Малышев), в ста тье А. Андрианова и Л. Полухиной оста лось только сообщение, что скоро в мест ном издательстве выйдет составленный им сборник начинающих авторов «Дебют» «В нем (сборнике. — А. Г.) есть инте реснейшие произведения. Поч'ему же они не попали на страницы «Сибирских ог ней»? — строго вопрошают товарищи из «Литературной газеты», очередной раз де монстрируя свою, мягко говоря, слабую осведомленность. «Интереснейшие произ ведения «Дебюта» печатаются и в «Си бирских огнях» тоже, да будет им извест но. Рассказы Рауфа Гасан-заде, например, которые были признаны в числе лучших на последнем новосибирском областном се минаре молодых литераторов. Кого имели в виду А. Андрианов и Л. Полухина — я не знаю... Другое дело, что действительно весо мых, художественно ярких произведений у молодых не так уж много. И я согла сен с И. Каргушиным, который на том же «круглом столе» сказал, что написали мо лодые горы, но истинно стоящего — мало Но вполне согласен я и с тем, что все- таки места молодым на журнальных стра ницах не хватает. И не злокоэни редак ционных чиновников тому виной, а все тот же невольный монополизм, не позво ляющий во всей полноте учитывать запро сы писателей разных поколений, профес сионального уровня, разных взглядов и мировоззрений Вот почему так остро (и не только в Сибири) стоит на повестке дня открытие новых журналов, альтерна тивных изданий, которые, во-первых, мог ли бы помочь снять эту напряженность, а во-вторых, где бы молодые литераторы мо гли, скажем, не просто печататься, а и экспериментировать, обкатывать необыч ные идеи и формы, которые массовый чи татель, на какой рассчитан традиционный журнал, еще не в состоянии воспринять И мне кажется, пример «Урала», который «Литературная газета» приводит в нази дание, как надо в старые мехи вливать молодое вино, в связи с этим не совсем удачен. И нашумевший его первый номер за 1988 год, и своеобразный журнал в журнале специально для «другой литера туры» под названием «Текст» смотрятся все-таки неестественно и на фоне осталь. ного всего в «Урале» — вполне апробиро ванного, традиционного, добропорядоч ного — неорганично, этакой молодежной резервацией, куда можно сплавлять все шокирующее, эпатирующее, раздражаю щее нервы и вкус. По крайней мере, это тоже не выход. В последнее время, правда, лед, кажет ся, тронулся: появились свои хозрасчет-, ные издания у молодых сибирских фан тастов и приключенцев, создается в Но восибирске альманах «Мангазея», свой альманах готовят омичи, предпринимают ся такого рода попытки в других краях и областях Сибири. И все же говорить о ликвидации монопольного положения «Си бирских огней» пока рано, а, стало быть, и проблема выхода к читателю остается. Ну, хорошо, без молодых, выяснили, журнал наш не обходится. А как с пере ходом количества в качество? Может быть, все это бабочки-однодневки: напе чатался — исчез навсегда? Случается и такое. Но чаще бывает, что журнал наш становится не только стартовой площад кой в большую литературу, но и прочной опорой для недавних начинающих. О качестве работы «Сибирских огней» с молодыми достаточно красноречиво, по- моему, говорит и тот факт, что в послед ние два года членами Союза писателей стала большая группа интересных сибир ских авторов — «крестников» нашего жур нала: поэты Валерий Иванов, Валерий Малышев, Мария Бушуева, Владимир Бе- рязев, прозаики Сергей Задереев, Виталий Пищенко, Владимир Галкин, Таисия Пьян. кова, Илья Картушин... А на подходе но вые самобытные поэты и прозаики, кото рые все увереннее заявляют 0 себе со страниц «Сибирских огней»: Констан. тин Афанасьев, Юлия Пивоварова, Андрей Юфа, Сергей Дорогов, Георгий Вирен, Борис Новосельцев... Об авторе повести «Второй срок» стоит, видимо, сказать отдельно. Хотя бы пото му, что по поводу его произведения мне ния журнала и «Литературной газеты разделились: если редколлегия «Сибирских огней» считает публикацию Б. Новосель цева удачей автора и журнала, то по утверждению А. Андрианова и Л Полу хиной, «после повестей и рассказов на «тюремную» тему это произведение кажет ся описательным, информационно-очер ковым и отчасти уже повторяющим из вестные сюжеты и персонажей». Во-первых, вещь эта едва ли может кого-то повторять, поскольку написана она более десяти лет назад, и не вина ав тора, что тема до сих пор была «закрыта». А во-вторых, при всей традиционности формы, которая дала повод авторам от чета назвать повесть описательной, на полнена она подлинно гуманистическим содержанием и художественными образа ми — убедительными, зримыми, запоми-,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2