Сибирские Огни № 004 - 1990

на страницах журнала появилось больше десятка. И коли уж мы обратились к ста­ тистике, то скажу, что минувший год — не исключение. 1988 был еще более уро­ жайным: пятеро дебютантов в прозе, две­ надцать в поэзии, шестеро в очерке, семе­ ро в критике. Чуть, может, поскромнее баланс в 1987 году. Дело, конечно, не в количестве, и об этом мы еще тоже поговорим. Количест­ венные характеристики я привожу не из хвастовства и не желания оправдаться, а чтобы восстановить истинную картину, до­ казать полную беспочвенность незаслу­ женного обвинения в том, что «Сибирские огни» светят кому угодно, «только не мо­ лодым». Кстати говоря, на обсуждении не согла­ сился с утверждением, что в журнале не­ внимательно относятся к молодым, и «са­ мый молодой прозаик, опубликованный здесь», И. Картушин, сказав в своем вы­ ступлении, что ощущения, будто ребят, делающих в литературе первые шаги, как он выразился, «кто-то куда-то не пущает»,— нет. К сожалению, от нелицеприятного выступления И. Картушина, который, в частности, усомнился в моральном пра­ ве «Литературной газеты», потерявшей у читателей былой авторитет, устраивать по­ добные обсуждения (о том же говорил и новосибирский поэт В. Малышев), в ста­ тье А. Андрианова и Л. Полухиной оста­ лось только сообщение, что скоро в мест­ ном издательстве выйдет составленный им сборник начинающих авторов «Дебют» «В нем (сборнике. — А. Г.) есть инте­ реснейшие произведения. Поч'ему же они не попали на страницы «Сибирских ог­ ней»? — строго вопрошают товарищи из «Литературной газеты», очередной раз де­ монстрируя свою, мягко говоря, слабую осведомленность. «Интереснейшие произ­ ведения «Дебюта» печатаются и в «Си­ бирских огнях» тоже, да будет им извест­ но. Рассказы Рауфа Гасан-заде, например, которые были признаны в числе лучших на последнем новосибирском областном се­ минаре молодых литераторов. Кого имели в виду А. Андрианов и Л. Полухина — я не знаю... Другое дело, что действительно весо­ мых, художественно ярких произведений у молодых не так уж много. И я согла­ сен с И. Каргушиным, который на том же «круглом столе» сказал, что написали мо­ лодые горы, но истинно стоящего — мало Но вполне согласен я и с тем, что все- таки места молодым на журнальных стра­ ницах не хватает. И не злокоэни редак­ ционных чиновников тому виной, а все тот же невольный монополизм, не позво­ ляющий во всей полноте учитывать запро­ сы писателей разных поколений, профес­ сионального уровня, разных взглядов и мировоззрений Вот почему так остро (и не только в Сибири) стоит на повестке дня открытие новых журналов, альтерна­ тивных изданий, которые, во-первых, мог­ ли бы помочь снять эту напряженность, а во-вторых, где бы молодые литераторы мо­ гли, скажем, не просто печататься, а и экспериментировать, обкатывать необыч­ ные идеи и формы, которые массовый чи­ татель, на какой рассчитан традиционный журнал, еще не в состоянии воспринять И мне кажется, пример «Урала», который «Литературная газета» приводит в нази­ дание, как надо в старые мехи вливать молодое вино, в связи с этим не совсем удачен. И нашумевший его первый номер за 1988 год, и своеобразный журнал в журнале специально для «другой литера­ туры» под названием «Текст» смотрятся все-таки неестественно и на фоне осталь. ного всего в «Урале» — вполне апробиро­ ванного, традиционного, добропорядоч­ ного — неорганично, этакой молодежной резервацией, куда можно сплавлять все шокирующее, эпатирующее, раздражаю­ щее нервы и вкус. По крайней мере, это тоже не выход. В последнее время, правда, лед, кажет­ ся, тронулся: появились свои хозрасчет-, ные издания у молодых сибирских фан­ тастов и приключенцев, создается в Но­ восибирске альманах «Мангазея», свой альманах готовят омичи, предпринимают­ ся такого рода попытки в других краях и областях Сибири. И все же говорить о ликвидации монопольного положения «Си­ бирских огней» пока рано, а, стало быть, и проблема выхода к читателю остается. Ну, хорошо, без молодых, выяснили, журнал наш не обходится. А как с пере­ ходом количества в качество? Может быть, все это бабочки-однодневки: напе­ чатался — исчез навсегда? Случается и такое. Но чаще бывает, что журнал наш становится не только стартовой площад­ кой в большую литературу, но и прочной опорой для недавних начинающих. О качестве работы «Сибирских огней» с молодыми достаточно красноречиво, по- моему, говорит и тот факт, что в послед­ ние два года членами Союза писателей стала большая группа интересных сибир­ ских авторов — «крестников» нашего жур­ нала: поэты Валерий Иванов, Валерий Малышев, Мария Бушуева, Владимир Бе- рязев, прозаики Сергей Задереев, Виталий Пищенко, Владимир Галкин, Таисия Пьян. кова, Илья Картушин... А на подходе но­ вые самобытные поэты и прозаики, кото­ рые все увереннее заявляют 0 себе со страниц «Сибирских огней»: Констан. тин Афанасьев, Юлия Пивоварова, Андрей Юфа, Сергей Дорогов, Георгий Вирен, Борис Новосельцев... Об авторе повести «Второй срок» стоит, видимо, сказать отдельно. Хотя бы пото­ му, что по поводу его произведения мне­ ния журнала и «Литературной газеты разделились: если редколлегия «Сибирских огней» считает публикацию Б. Новосель­ цева удачей автора и журнала, то по утверждению А. Андрианова и Л Полу­ хиной, «после повестей и рассказов на «тюремную» тему это произведение кажет­ ся описательным, информационно-очер­ ковым и отчасти уже повторяющим из­ вестные сюжеты и персонажей». Во-первых, вещь эта едва ли может кого-то повторять, поскольку написана она более десяти лет назад, и не вина ав­ тора, что тема до сих пор была «закрыта». А во-вторых, при всей традиционности формы, которая дала повод авторам от­ чета назвать повесть описательной, на­ полнена она подлинно гуманистическим содержанием и художественными образа­ ми — убедительными, зримыми, запоми-,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2