Сибирские Огни № 004 - 1990
«Полигоном новых произведений и но вых идей становится журнал «Сибирские огни». Старейшее советское издание, вне сомнения, переживает сейчас вторую мо лодость, и дай бог, чтобы она длилась подольше. С удовольствием прочитал по весть М. Щукина «Рядовой случай», ро ман В. Полуйко «Иван Грозный», расска зы Г. Вирена, повесть С. Алексеева «Хлебозоры»...» (см. «Литературная Рос сия», 17 февраля 1989 г., № 7). И если после всего этого упомянутые произведения пытаются отнести к «обще принятой средней» прозе, то, наверное, не такой и низкий у нее потолок. И уж в корне не могу согласиться с гем, что современная проза «Сибирских огней» служит всего лишь нагрузкой к романам А. Кристи и Э. Мак-Клой. Они вполне мирно сосуществуют, дополняют друг друга, обслуживая определенные чи тательские категории. Кстати, о читателе. Мы почему-то при выкли представлять его себе как нечто среднестатистическое и к этому среднеста тистическому нечто апеллировать. Но чи татель — он очень разный, соответствен но и вкусы его неоднородны, и пристра стия. Региональные же журналы, в силу своего невольного монопольного положе ния на данной территории (как правило огромной и многонаселенной), не могут все это не учитывать. Так что детективы, переводы зарубежных произведений, фан. тастика и приключения — отнюдь не «инъекции», призванные подогреть падаю щий будто бы интерес к журналу, а необ ходимый учет реальных читательских за просов. Ситуация, между прочим, вполне типич ная не только для периферийных журна лов. Типичная, однако я бы не взялся ут верждать, что она решительно влияет на формирование устойчивого читательско го интереса и читательских симпатий в целом, способствует резкому повышению тиража. Могу вспомнить, что несколько лет назад «Сибирские огни» неохотно пе чатали «развлекательное чтиво». И_ что же? Тираж был даже больше, чем сейчас. Хотя, смею заверить, уровень текущей прозы в то время (Шукшин, Распутин, Ас тафьев уже и тогда не ходили в авторах нашего журнала) был нисколько не выше сегодняшнего. Да и публицистика с крити кой была куда как беднее, беззубей. Тогда в чем же дело? Отчего у журнала, кото рый в конце 80-х годов стал объективно лучше, интереснее, острее «Сибирских ог ней» конца семидесятых — начала вось мидесятых, индекс популярности (если за точку отсчета брать тираж) упал? Вопрос сложный, требует специального изучения, в том числе и социологического, и сразу на него не ответить. Замечу толь ко, что популярность и читательское вни мание того или иного периодического из дания вряд ли держится на каких-то «инъекциях», будь то зарубежный бест селлер или политическая сенсация. Да и смешно, честно говоря, рассуж дать о каком-то допинге читательского ин тереса, когда, с одной стороны, есть в журнале, как установлено товарищами из «Литературной газеты», «высокого средне го уровня» (добротная, проще говоря)5 современная, а с другой — прекрасная «возвращенная» литература. Насчет последних двух мнений не было. Опубликованные в 1988-1989 годах произ. ведения В. Зазубрина, В. Шаламова, Л. Мартынова, С. Маркова, Г. Федосеева, А. Несмелова, А. Ачаира — это, безус ловно, золотой фонд журнала. Но зачем же, принимая как должное одно, пере черкивать другое. Литература одна. И, право же, странно слышать о некоем «привычном и благополучном» (читай — унылом) уровне прозы «Сибирских ог ней», когда на их страницах раз за разом появляются зазубринские повести «Щеп ка», «Бледная правда», «Общежитие», ро ман С. Маркова «Рыжий Будда», отме ченные, как верно заметили А. Андрианов и Л. Полухина, «кровоточащей правдой о первых годах Советской власти», неиз данные ранее новеллы Л. Мартынова из третьей книги «Воздушные фрегаты» и рассказы В. Шаламова с правдой о вре менах сталинских и хрущевских, а рядом с ними, дополняя их правдой сегодняшних дней, — острозлободневные и столь же обнаженно-честные произведения наших современников В. Сапожникова, В. Соло ухина, Т. Набатниковой, Г. Немченко, С. Алексеева, М. Щукина, В. Мурзакова, И. Картушина, Вяч. Сукачева... И совсем иной, требующий более основательного и глубокого разговора, вырисовывается уро. вень. Еще одной важной проблемы касаются авторы статьи «Сибирские огни» — дале кие и близкие» — проблемы молодых. Проблема из разряда вечных. От успеш ного взаимодействия старых и новых сил, органичной преемственности и зависит в первую очередь нормальное течение лите ратурного процесса. Как же проблема молодых решается в «Сибирских огнях»? По мнению товарищей из «Литературной газеты», далеко не са мым лучшим образом. Хуже того, «доста точно беглого взгляда, чтобы убедиться, что если кому «Сибирские огни» и светят, то только не молодым. В нынешнем году, например, самый молодой прозаик, опуб ликованный здесь, — 36-летний И. Кар_ тушин». Опять знакомые издержки «беглого взгляда», приблизительного, поспешного знакомства, на основе которых, однако, делаются далеко идущие выводы. А ведь если быть чуть-чуть повнимательнее, ока жется, что и моложе Картушина есть (на пример, авторам молодежной подборки в десятом номере 1989 года от двадцати пяти до тридцати трех лет), и не одинок он. Экспериментальные номера, как «Урал», правда, «Сибирские огни» не практикуют — к чему эпигонство! — тем не менее молодые авторы в журнале во всех жанрах представлены достаточно за метно. В самом деле, разве С. Шрамко, очерк которого «Трудные будни БАМа» А. Ан дрианов и Л. Полухина отметили как «серьезную, конструктивную статью», не к молодым принадлежит? А юный возму титель спокойствия И. Аристов, которому едва 25? Или А. Запецкий с его очерком «Колпашевский яр»? А есть еще молодые поэты, которых в одном только 1989 году 5 Сибирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2