Сибирские Огни № 004 - 1990
региональной при этом практически не пробиться на страницы центральной печа ти, той же, например, «Литературной газе ты» со своими заботами и проблемами, своим мнением и оценками, далеко не всегда совпадающими с мнением и оцен ками, составленными там, вверху. Вот не редко и получается, что писатель, вра щающийся всю жизнь только по регио нальной орбите, может так и умереть не известным (хоть и талантливым), зато средней руки литератор, окопавшийся в столице, может стать, как уже не раз бы вало, пусть и дутой, но величиной. Парадоксальную эту ситуацию более шестидесяти лет назад подметил еще В. Я. Зазубрин, который в статье «Литературная пушнина» писал: «У нас установился обычай вывозить все лучшее «за границу». Понравится, не понравится за границей наш товар, нужен он ей или не нужен — не важно. Важно в балансе показать солидную цифру выво за. Вывозом своим, впрочем, мы можем по хвастаться. Вывезли мы не какую-нибудь заваль, а товар первосортный. Но об этом ниже. Сейчас же уместно сказать о зло козненности нашего заграничного покупа теля. Появляется на нашем рынке хорошего качества литпушнина. Заграница не заме чает. В своих бюллетенях равнодушно кон статирует — стихи и рассказы бледны, провинциальны... Так было, когда у нас начинали печататься Уткин, Скуратов, Ка раваева. Едут Уткин, Скуратов, Караваева «за границу» (в Москву), помещают в москов ских журналах свои, иногда уже напеча танные в Сибири, вещи. Москва хвалит, отмечает, выделяет. Теперь, если автор, хоть раз хорошо прошедший на москов ском рынке, снова выступит в провинции, со слабой вещью, а рядом будут вещи бо лее яркие, но авторов, еще не «торговав ших» с Москвой, Москва обязательно на пишет: — Рассказы, стихи бледны, провин циальны. Выделяются стихи...— следует фамилия знакомого ей поэта. Таким образом, мы заранее можем ска зать, что отзыв на настоящий номер наше го журнала будет такой: — Рассказы и стихи однообразны и се ры. Выделяются стихи Джека Алтаузена. Джек Алтаузен слабее Л. Мартынова, но он уже печатался в Москве, Мартынов же еще не печатался, поэтому его стихи заме чены не будут. Видимо, у столичных рецензентов есть свой литературный Госплан или Нарком- торг, согласно «регулирующим» предполо жениям которых выходит, что в провинции могут быть вещи только малоценные, а писатели только начинающие... Словом, мы стоим перед фактом жесто чайшей уценки продукции сибирского пи сателя за то только, что она (продукция) сибирская. Такая несуразная конъюнктура рынка, вероятно, еше долгое время будет вызы вать у сибирского писателя стремление к реализации своих заготовок «за границей». Даже больше — она будет стимулировать выезд писателя в центр». Да пусть простится читателем эта про странная цитата, но она принципиально важна для понимания механизма взаимо отношений Центра и провинции, того на лета снобизма и высокомерия, которым эти отношения зачастую покрыты. И уди вительно точен и прозорлив оказался Вла димир Яковлевич в своих наблюдениях. Все, что было сказано им по этому пово ду более шестидесяти лет назад, в полной мере присутствует и сегодня. В том числе и «странный отток творческих сил», кото рый легко объясняется тем, что некоторые сибирские писатели (да и не только, на верное, сибирские), страшась безвестности в родных краях, всеми силами рвутся в Москву, где либо обивают пороги цент ральных журналов, либо составляют виды на жительство. Посмотрим, кого из авторов «Сибирских огней» положительно отметили в отчете о «круглом столе». В. Сапожникова, 3. Ибра гимову, В. Мурзакова, В. Афонина, Н. Са. мохина... Не брошу ни в кого камень — достой ные литераторы. Но — та же, в сущности, что и в 20-х годах, система признания: удалось «засветиться» в Москве — вот и сейчас назвали. А не будь у них у всех за плечами московских книжек и публика ций? Отдельно хочется сказать о покойном Николае Самохине. В «Литературной га зете», надеюсь, его еще помнят — он не малое время проработал у них в качестве собственного корреспондента. Писатель этот, к сожалению, и до оих пор по дос тоинству не оценен и не вписан в историю советской литературы. Сегодня, задним числом, А. Андрианову и Л. Полухиной легко рассуждать об успехе «его сатириче ских рассказов, проникнутых особым, «са- мохинским» юмором», когда самого писа теля нет в живых. А при жизни? При жиз ни та же «Литературная газета» под раз ным« предлогами старалась обойти его творчество молчанием. Знаю эго, потому что сам неоднократно предлагал рецензии и статьи о Самохине. Можно вспомнить и других, ушедших из жизни писателей-сибиряков, преданных своей земле и своему журналу, которые, будучи по большому счету прекрасными художниками, так и умерли в звании про винциального литератора. Это и Елизавета Стюарт, и Илья Лавров, и Александр Кухно... Или возьмем ту страницу истории наше го журнала, о которой напоминают това рищи из «Литературной газеты»: когда «Сибирские огни» «горели жарко, замет но», в них «впервые увидели свет произ ведения, признанные явлениями и собы тиями в литературной жизни, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Рас путин...» Можно было бы добавить сюда Сергея Залыгина с его первыми рассказа ми, Петра Проскурина с «Горькими трава ми», целый ряд других, ныне широко из вестных писателей. Да, именно наш жур нал помог им сделать первые шаги в ли тературе, встать на ноги, и мы гордимся этим. Но, когда за благостными воспоми наниями о «золотой» поре «Сибирских ог ней» слышится грозно-взыскующее: «Неу жели оскудела талантами земля сибир-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2