Сибирские Огни № 004 - 1990
Какими же видят «Сибирские огни», ис ходя из названных ими исходных позиций, сами авторы отчета о «круглом столе» в Новосибирске?' Прежде всего такими: «Он (журнал. — А. Г.) тяготеет к некоторой обособленности, к среднему провинциаль ному уровню, в нем нет особых провалов, но и вершины редки». Здесь что ни словосочетание, то ребус, загадка. «Некоторая обособленность», на пример. От кого, непонятно, и от чего? От местной писательской организации, пред седатель которой В. Зеленский в ходе об суждения сетовал, что «главного редакто ра... мы, правда, еще утверждаем. Но наз начаем, увы, не мы... То же с редколлеги ей, планом публикации и т. д.»! Но по добные претензии вправе предъявить и руководители других писательских орга низаций Сибири. От только что созданной Ассоциации сибирских писателей, возгла вил которую, кстати, тоже В. Зеленский (а и такой упрек прозвучал)? Но не лишне в этой связи вспомнить й принять во внимание, что по. своему статусу жур нал «Сибирские огни» не является (и, на деюсь, никогда не будет) ни областным, ни сугубо региональным изданием, что у всех российских журналов есть в первую очередь один общий издатель — СП РСФСР. И как-то странно читать в ста тье А. Андрианова и Л. Полухиной, что журнал наш «упустил прекрасную воз можность выйти на общесибирский прос тор», «преодолеть провинциальную замкну тость, стать интеллектуальным и общест венно-политическим центром перестроеч ных процессов своего региона» главным образом потому, что не стал органом вновь созданной Ассоциации с довольно расплывчатой платформой. Тем более, что недавно возникшая неформальная эта ли тературно-организационная структура по существу является не полноценным, как Союз писателей, сообществом сибирских литераторов, а объединением руководите лей областных писательских организаций с весьма ограниченными (хотя и они, конечно, заслуживают внимания и уважения) кор поративными региональными интереса ми. Так зачем же журнал, подлинно рос сийского масштаба пытаться втиснуть в прокрустово ложе чисто региональных за дач? Не лучше ли той же Ассоциации, чем зариться на готовое издание со своей мно голетней историей, традициями, прило жить усилия в создании новых? Что же касается выхода «на общесибирский про стор», так, наверное, только слепой не мо жет не увидеть, что «Сибирские огни» давным-давно на этом вольном просторе, давно, являются «интеллектуальным и общественно- политическим центром», в чем, надеюсь, читатель статьи ниже еще раз убедится. Загадкой, несмотря на его расхожесть, представляется и терминологическое клише: «средний провинциальный уровень», хотя нам и пытаются любезно разъяснить, что имеется в виду ситуация, когда «нет осо бых провалов, но и вершины редки». Во-первых, не очень-то понятно, при чем здесь провинциальность, когда это скорее норма существования любого пе риодического издания, Дай-то бог прова лов избежать, а вершины... вершины — дело штучное, потому они и вершины, что каждый, день не возникают. А во-вторых, совершенно неясно, что с чем сравнивает ся? Чем этот самый «средний провин циальный уровень» поверяется? Товарищи из «Литературной газеты», надо полагать, считают, что только уров нем столичных изданий как неким этало ном. Но тут как посмотреть... За исклю чением явного, пожалуй, лидера — «Ново го мира», о предпочтении других москов ских журналов их периферийным колле гам, особенно «Сибирским огням», надо бы еще подумать И крепко поспорить (с помощью скрупулезного сравнительного анализа, конечно) по поводу обрыдлого, но живучего стереотипа: столичное — значит, для нестоличного образцовое. В связи с этим сразу же заявляет о се бе еще одна щекотливая проблема, касаю щаяся взаимоотношений Центра и провин ции. Некоторым образом была ойа задета и в обсуждения «Сибирских огней». Отме чалось, что нередко сибирские писатели проходят мимо родного журнала, им не замеченные и не привеченные, и находят приют на страницах столичных изданий, что якобы говорит о неумении (или злом умысле?) редакции распорядиться собст венным богатством, а то и просто неспо собности оценить его по достоинству. Что на это ответить? Во-первых, случаи, когда уходят на сторону действительно талантливые произведения наших земля ков, весьма редки, их можно буквально пересчитать по пальцам, да и причины ухо да разные. В основном же, на столичный литературный «прилавок» попадают про винциальные писатели, увы, не по худо жественным достоинствам. Столичных литературных купцов привлекает таежная экзотика, кондовость, причем, чем гуще, гипертрофированней, тем лучше, тем больше шансов на успех у бедного про винциала, А во-вторых, сегодня гораздо больше заметна другая тенденция: в пери ферийные журналы стали охотно идти столичные литераторы. И не какие-то третьесортные, а писатели популярные — В. Пикуль, В. Солоухин, Г. Немченко, Е. Попов, С. Алексеев... Казалось бы, какая разница, где публи куется автор? Был бы талант, а признание его само' найдет. Ошибаетесь. На практике выходит чаще всего совсем по-иному. Та лантливые авторы периферийных журна лов, страдающие избытком скромности и лишенные пробивных способностей, порой просто обречены быть писателями област ными, провинциальными, как бы нам ни доказывали, что провинциальность — по нятие не географическое, а социально нравственное. Оказывается, при нашем раздробленно-обособленном литератур ном хозяйстве и бюрократическом им уп равлении — и географическое тоже. Осо бенно, если всесоюзной критике нет дела до писателей, живущих далеко от Моск вы, если они заняты внутренними междо усобицами, вместо тщательного и мето дичного изучения литературного процесса, который не ограничивается пределами московской кольцевой автотрассы, вместо пояска и открытия новых имен, а критике
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2