Сибирские Огни № 004 - 1990
Выходит, достижения, на которые лю бят ссылаться в отчетах, не так уж и ве лики? Социальная незащищенность людей, безработица и пьянство —многое пришло на Север с укрупнением поселков, с уничто жением колхозов, принципа семейной арте ли. Для региона нужна своя, особая кон. цепция развития — слышал я не раз от лю дей, искренне озабоченных положением малых народностей края. Уже появились в нашей печати и полные отчаяния призывы: назад, мол, в яранги, создадим для спасе ния северян наши, советские резервации! Но разве можно отлучать от цивилизации целые народности? И что это за путь — решать за других? — Возьмем зарубежный опыт,—рассказы вал мне директор НИИСХ Крайнего Севера, доктор биологических наук А. Соломаха. — Там все-таки совместили интересы абориге нов с научно-технической революцией двад цатого века. Алексей Иванович побывал и в Швеции, и в Канаде и сделал для себя главный вы вод: наша беда даже не в отсутствии средств, хотя и в них тоже. Главное все- таки то, что мы и аборигенов пытаемся об ратить в свою «веру», хотим их заставить жить по своему образцу. Вместо того, что бы предоставить им, скажем, возможности для развития традиционных промыслов — охоты, оленеводства — без которых эти на родности просто немыслимы, мы насаждаем в факториях свиноводство, разводим коров. И не задумываемся о возможных послед ствиях подобных «благодеяний». В Швеции, например, оленеводством мо гут заниматься только те саами, которые живут в общине. И никто больше! В сред нем на каждого аборигена там приходится по триста зимних оленей. И за каждого из них, поощряя пастухов, государство при плачивает из казны. Потому и становится оленеводство выгодным для аборигенов, и живут они хоть и не в поселках, зато в двухэтажных особняках со всеми удобства ми, со своими детьми, имея тот же набор жизненных благ, что и любой другой жи тель страны. Видимо, и нам пора законодательно огра дить права северян на ту же охоту, вылов рыбы, заинтересовать промышленность в выпуске нужной им техники и оборудова ния. Повторяюсь: но без переработки сырья на месте экономику Севера не поднять. И пока та же печень налима будет идти не на приготовление деликатесных консервов, а на корм песцам, ни о какой рентабельности северных хозяйств не может быть и речи. Да, это требует времени, требует затрат, но не считается ведь с ними государство, устраивая на Таймыре заказники и запо ведники с целью, скажем, сохранения пута- ранского снежного барана, занесенного в Красную книгу. Надо спасать баранов: все го три с половиной тысячи осталось их на нашей земле. Но ведь это впятеро больше, — да простится мне такое сравнение!—чем нганасан... В ноябре 1988 года в Новосибирске со стоялась, наконец, Всесоюзная научная кон ференция по выработке концепции развития Крайнего Севера. Но читал я некоторые ее материалы и недоумевал: а были ли те ученые, из кожи вон ратующие за ускорен ное развитие региона, его дальнейшую ин дустриализацию, в тех же оленеводческих бригадах, у рыбаков? Интересовались ли они их мнением: как жить-то дальше? Или и они с ними общались, как те же министер ства и ведомства — на разных языках? Конечно, сидя в кабинете, трудно отве тить, например, на такой вопрос: те 47 руб лей, которые получает ежемесячно чумра- ботница в тундре — это заработная плата или пособие по безработице? А малыши, спящие по двое в носковской школе-интер нате, так как на всех не хватает коек,— им что, тоже ждать завершения индустриа лизации региона? А идея концентрации, еще большего ссе ления аборигенов в поселки витает не толь ко среди ученых. Слышал я, и не раз, те же выступления руководящих работников края: они по-прежнему убеждены в том, что панацея от всех бед — крупные населен ные пункты. Легче там наладить быт, про ще организовать на приемлемом уровне здравоохранение. Но не путь ли это к преж девременной ассимиляции народностей Се вера? О проблемах сохранения коренных народ ностей Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в полный голос говорилось и на сентябрьском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС, обсуждавшем национальный вопрос. Кое- что уже сделано по его горячим следам. В Эвенкии, например, создана Ассоциация ко ренных народностей, проживающих на тер ритории округа. Ее задача— сохранить от исчезновения национальные меньшинства, способствовать развитию их культуры. В Ленинградском отделении издательства «Просвещение» готовится к выпуску и пер вый букварь для долган, а затем издатели собираются подготовить для малышей учеб ную литературу на языке нганасан. И все-таки это лишь первые шаги на том многотрудном пути, по которому нам предстоит пройти. Виталий Петрович Пырх родился в 1944 году в городе Запорожье. Окон чил Запорожский металлургический техникум и факультет журналистики Уральского государственного университета. Работал в республиканской — Коми АССР — газете «Красное знамя», с 1987 года — собственный коррес пондент газеты «Социалистическая индустрия » по Красноярскому краю и Тувинской АССР. Печатался в журнале «Север». Автор сборников очерков, вышедших в местных и столичном издательствах. Член Союза журналистов СССР. Живет в Красноярске, ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2