Сибирские Огни № 004 - 1990
— Русские дети и те быстрее усваивают эвенкийскую речь—искренне огорчалась Ва лентина Александровна, и мне нетрудно бы ло понять ее настроение. А в поселке Носок, расположенном в низовьях Енисея, прямо у ворот Карского моря, я провел небольшой эксперимент: попросил в местной школе-ин тернате познакомить меня с лучшим учени. ком-десятиклассником. Выбор пал на Юру Яптунэ, ненца. — Сможешь написать у меня в блокноте хоть одну фразу по-ненецки? — спросил его я. Он долго соображал, усиленно морщил лоб, а затем отложил огорченно ручку в сторону. — Нет, не смогу... У нас родной язык лишь до третьего класса учат. Потом — за бывается. Выходит, не один Витя Порбин не знает языка своей матери! Да и откуда его бу дут знать аборигены Севера, оторванные с детства от семей, если в Красноярском крае только эвенки и ненцы имеют свои буква ри! Даже у долган, самой многочисленной народности Таймыра, его до сих пор нет. Выпустили, правда, в начале восьмидесятых на ротапринте что-то похожее на учебник, но без восторга берут его в руки дети. Очень уж проигрывает он красивым и кра сочным столичным изданиям! А у нганасан, селькупов, кетов, энцев, как и века назад, письменности нет... Уже и местные власти, похоже, смири лись с этим и ждут, когда северные языки станут вроде такой же достопримечатель ности для туристов, как бубен шамана, другие ритуальные побрякушки. Во всяком случае не нашли мы общего языка с заме стителем председателя Таймырского окрис полкома Д. Дудниковым, убеждавшим ме ня, что рано или поздно, а все языки на полуострове все равно отомрут, останется один русский. И нечего, мол, зря огород го- родить... Да, слияние наций неизбежно, кто тут спорит, но ведь слияние через расцвет их, а не угасание! Но даже на здании окруж ного исполкома в Дудинке, в столице авто номного округа — значится только одна надпись: на русском языке. Хотя официаль ное его название —Долгано-Ненецкий... — Ну знаете,— не выдержал Дмитрий Сергеевич,— какой вы, право, националист! Так каждая народность на Таймыре заявит о своих правах! Напишешь по-русски — никто не обидится. А так — сразу недоволь ство: а на моем языке где? Удобное это пугало — национализм. Еще лет пять назад срабатывало безотказно. Ведь за него могла сойти любая акция: и по защите родной культуры, и просто эко логический протест. Не потому ли исчезли в обеих окружных газетах даже специаль ные полосы на национальных языках, а в штатах их редакций и днем с огнем не най дешь работников, говорящих на них? Не потому ли некоторые писатели, выступаю щие в защиту родной речи и национальных традиций, стали не особенно желанными гостями в округах? Что же касается национализма, то для него не нужно знания родного языка! Не давно в оленеводческий совхоз на Таймыре привезли из округа директора-долгана — хорошего специалиста, опытного хозяйст венника. Однако немногословные и хмурые с виду пастухи-ненцы неожиданно взбунто вались: дали от ворот поворот новому руко водителю. А взамен пригласили своего, ме стного. Хоть и неопытный, и трудно сказать, как у него пойдут дела, зато—свой, ненец. При чем же тут язык? А на тех же танцах в поселковых клубах: в одном углу долганы, в другом — нганаса ны... И ни-ни, чтобы сделать хоть шаг на встречу друг другу. Будто черта между ни ми какая-то проведена. А ведь все они — прошедшие государст венные интернаты, дошкольные учреждения, где и общение, и преподавание — только на русском языке. Значит, не это, а что-то дру гое толкает людей к национальной ограни ченности, к своим «корням»? Значит, даже интернаты пока еще бессильны вытравить до конца в детских душах «зов предков»? — Ежедневно у нас «в бегах» до десятка учеников,— рассказывал мне директор Ду- динкинской санаторной школы-интерната № 1 В. Феоктистов.— И знаете, где мы их находим? В аэропорту! Сидят там и ждут, в надежде встретить кого-нибудь из знако мых, с родного поселка. И в Эвенкии, в Туре: как только начнет припекать по-весеннему солнышко, так сра зу негде яблоку упасть от мальчишек на крыше одноэтажной интернатовской столо вой. Смотрят оттуда на синеющую на гори зонте тайгу, на такую заманчивую речную излучину. Потом тоже ударяются «в бега». — Поначалу мы противились этому,— признавалась мне директор интерната Г. Семенова.— Боязно все же. А потом — уступили ребятам. Начали даже выдавать беглецам «сухой» паек. Куда девать ее — эту тягу к отцовским промыслам? Отвоевали затем у близлежащего совхоза охотничий участок, приобрели снаряжение. Под предводительством учителя физкульту ры В. Волкова построили там избушку, ста ли уходить ребята зимой на месячную прак тику. А в прошлом году принесли в интер нат и первую охотничью добычу: два собо ля и пять белок. Но все-таки это — счастливое исключе ние, а чаще ребят не понимают. И учат на сильно — то слесарному делу, а то и хорео графии. Да мало ли еще какие там «идеи» приходят в головы окружного и краевого начальства! Зато с каждым годом трево жатся обеспокоенные оленеводы, охотники, рыбаки: возвращаясь на летние каникулы в тундру, дети чувствуют себя беспомощны ми. И уже вовсе не благодеянием оборачи ваются тогда государственные интернаты. Да, число больничных коек на Севере ве лико. Но если брать конечный результат, то заболеваемость туберкулезом среди мест ного населения по-прежнему находится на угрожающем уровне. Почему? И почему детская смертность среди аборигенов в два- три раза выше, чем в среднем по краю и по стране? — Койки-то в райбольницах, а люди — в тундре,— так прокомментировал мне эту ситуацию главный врач Таймырской окруж ной больницы М. Комиссаров,— Мы сдела ли шаг назад даже по сравнению с тридца тыми годами. Укрупнили сгоряча поселки, упразднили «красные» чумы, и оставили оленевода в тундре даже без элементарной фельдшерской помощи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2