Сибирские Огни № 004 - 1990
— Подчинив ей северные регионы,— убеждал меня кандидат экономических на ук, заведующий отделом . экономики науч но-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера В. Воронов,— мы получим территорию, равную по пло щади и по производственным возможностям Магаданской или Архангельской областям, Коми АССР. И как специалист, я гаранти рую: через пять лет она полностью обеспе чит себя основными продуктами питания. Пока что они сюда завозятся. А малые народности Севера — в унизительном поло жении должников. Но они нам ничего не должны. Это мы им должны вернуть и пер возданную тайгу, и полные рыбы северные реки„. А пока... Пока что возле каждой бу ровой в лесу — выжженная от реагентов земля. И мутные желтые струи вместо род никовых ручьев. Глядишь, и уже сама Татьяна Чапогир зачехлит при виде вымер шей тайги свою винтовку. Кому тогда бу дут нужны ее охотничьи навыки? НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ Минувшим летом Витю Порбина отправи ли на каникулы из Дудинки в Волочанку. Там, В сердце Таймыра, и жила его семья: отец-рыбак, мать-швея. Там же были и его многочисленные братья. Представляю, с ка ким изумлением, прилетев в Волочанку осенью, обнаружили отпускника педагоги Дудинкинской санаторной школы-интерната № 1 не в семье, а в... поселковом интернате! Он прожил там все лето, так и не побывав дома! Витя Порбин— нганасан. Эта небольшая народность на северо-востоке Таймыра — аборигены полуострова. Когда-то их много тысячные племена кочевали и по побережью, немногим более семисот нганасан насчитали во время минувшей переписи. Растворяется, уходит «в песок» коренная народность Тай мыра. Ни своей письменности нет у нее, ни букваря. Как и в начале века язык переда ется только в семье. Ну а если человек от нее оторван? Как тот же Витя Порбин, с малолетства «кочующий» по государствен ным интернатам? — Неужели так и не захотелось увидеть мать, отца? — допытывался я у мальчика. — Не-э,— поначалу насупившийся Витя оттаивал.— А я их видел. Один раз. Но мне дома неинтересно... Я ведь не понимаю по- нганасански! Минуту я и завуч школы В. Гайфулина молчим, озадаченные. В какой же тупик должна была зайти национальная политика на Севере, если прошедший интернатские «круги» мальчик не понимает языка родной матери! Если дороже родительского дома ему казенный интернат! А Витя настороженно смотрел на нас. — Не отправляйте меня больше домой, Валентина Петровна! Обширную территорию на карте страны занимает Красноярский край. Сотнями, а то и тысячами километров разделены между собой нечастые здесь фактории, еще более редкие города. Менее пяти тысяч долган, 3200 эвенков, 2300 ненцев, не более двух тысяч общим числом кетов, нганасан, сель купов, энцев. причем энцев — всего сто че ловек! —живет в этих суровых широтах. Ничтожно малый процент в сравнении с об щей численностью сибиряков. Вот это и рождало, наверное, долгие годы иллюзию: малые народы — малые, мол, и проблемы... Построили для северян пару-вторую де сятков интернатов и сочли, что на века те перь у аборигенов есть все условия для процветания. Тем более, что расходы по их содержанию государство взяло на себя. Тот же подход был и при решении других социальных задач. «По уровню обеспеченности населения больничными койками и врачами,— читал я документ времен застоя,—Таймырский ав тономный округ намного превосходит такие развитые капиталистические страны, как США, Англия, Франция...» «На Таймыре и в Эвенкии,— знакомился я со справкой, составленной уже в наши дни,— трудится работников с высшим обра зованием в расчете на тысячу жителей даже больше, чем в иных традиционно грамотных регионах страны. Причем про цент грамотности выше именно среди ко ренного населения». Как тут не поддаться магическому воз действию всех этих радужных официаль ных сведений! Особенно если вспомнить, с чего приходилось начинать шесть десятиле тий с лишним назад Наркомнацу, а затем— и созданному при ВЦИК СССР Комитету по оказанию помощи малым народам Севе ра. Ведь тогда на весь Таймыр был один только хлебный магазин и ни одной больни цы! А сейчас на десять тысяч населения в автономном округе — 218 больничных коек, намного больше, чем в среднем по стране. В вузах и техникумах Эвенкии по вне конкурсному набору учится 275 представи телей коренной национальности, и это тоже превышает среднестатистический показа тель. Но есть и другие факты, которых не найдешь в официальных справочниках. В Нидымской восьмилетней школе, неподале ку от Туры — столицы Эвенкии — попал я на урок родного языка, и попал преднаме ренно. Потому что знал: учит здесь детей разговаривать по-эвенкийски не эвенк, а... русский. — Нет никого в поселке, кто бы мог меня заменить,— смущаясь, разводит руками учитель А. Омелькин, в прошлом — корен ной москвич. Два десятилетия прошло стой поры, как, «заболев» Севером, он покинул родные пенаты и поселился в Эвенкии. Исколесил округ с геологами, подолгу жил с оленеводами в чумах. И постепенно выу чил все северные языки — коми, долганский, якутский, эвенкийский... Но разве это нор мально, когда эвенков учит родному языку не эвенк? Но чему удивляться, если боль шая часть молодых учителей в школы не спешит. Им больше по душе руководящие кресла в партийных и советских органах, аппарат которых в округах и состоит, в ос новном, из бывших выпускников педвузов. Вот и в Туринской школе-интернате та же картина. В начальных школах эвенкий ский язык преподает якутка В. Брагина! Но дело даже не в этом — какой национальнос ти учитель. Практически безрезультатно та кое обучение — вот в чем вопрос. Обучение родному языку для малышей равносильно изучению иностранного, и за год первоклаш ки из интерната не выучили по-эвенкийски ни слова!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2