Сибирские Огни № 004 - 1990
Были свои правила и в наших драках. Во-первых, баталкой не бить, во-вторых — ле жачего не бить, в третьих—драться до первой крови. В основном, этих правил строго придерживались. Часто мы играли и в «котел». Выкапывалась яма глубиной и в диаметре сантимет ров до восьмидесяти— это и был котел. Вокруг него на расстоянии около метра неболь шие лунки по числу участников. Все (три-пять человек) занимают места на своих лун ках с баталками в руках, один «в поле», голит. Его задача —попасть шариком в котел, и тогда он выходит из «поля», задача всех остальных — не допустить этого, отражая шарик баталками. Голящий считался победителем также при условии, если он ловил шарик руками или если ему удавалось положить шарик в лунку одного из игроков, ког да тот бегал за баталкой. Игра тоже интересная, но довольно жестокая для того, кто «в поле». Трудно попасть в котел, еще труднее — поймать шарик, так как он летает, в ос новном, понизу, а положить шарик в лунку противника вообще было редкостью. Бывает, попадет какой-нибудь невезучий «в поле», гоняют его, бедолагу, один-два часа, и ничего он не может сделать. А попробуй бросить, если ты голишь,— в нашем неписаном мальчишеском кодексе чести это считалось верхом бесчестья. Играли в лапту. Мячиков резиновых не было, может быть, и были, да не на что бы ло взять, делали мы их сами, скатывая из шерсти, которую начесывали с коров во время их линьки. Мы, вообще, все для себя делали сами. Уж игрушки-то — само собой разу меется, но также и лыжи, санки, ледянки, о которых, если дело дойдет, скажу позже, коньки, шашки, шахматы, всевозможные сабли и кинжалы деревянные, пистолеты, в том числе и довольно опасные. Так вот, шарик для лапты катали из коровьей шерсти, на что уходили многие часы — перекатываешь в руках, постепенно добавляя материал и плюя на ладони. Но лапта не являлась среди пацанов популярной игрой — может, потому, что в нее играли и девчата, часто компании были смешанными. Лапта напоминала игру в шарик, но мы к ней относились снисходительно, как к че му-то второстепенному, не очень мужественному, что ли. Любили игру в «чижик», или, как мы называли, в клеп. Было много самых разных вариаций этой игры, но везде — требования ловкости, силы, удара, точности. Игра в прятки — одна из любимых. Крестьянское подворье большое, так спрячешься, что другой раз и не найдут. Правила этой игры более или менее одинаковы в разных ре гионах и сводились, в основном, к следующему. Обычно голящий становился к стенке и считал до условленной цифры, после чего шел искать спрятавшихся, а они ждали мо мента, чтобы он отошел на достаточно большое расстояние, и бежали к кону, где стоял голящий до этого, били по нему ладонью — «зачекивались», и это означало, что ты вы играл и ждешь, когда голящий найдет кого-нибудь или когда все зачекаются. И он на чинает голить снова. Мы привносили творческие элементы в эту игру. Вот один из них. На бревно поперек клали дощечку метра два длиной. Один конец на земле, другой под нят. На тот конец доски, который лежит на земле, накладываются тонкие палки, длиной сантиметров тридцать. И вот тот, кто голит, идет искать спрятавшихся, а один из них, улучив момент, подбегает к этой доске, ударяет изо всей силы по поднятому концу, пал ки взлетают вверх и разлетаются на десятки метров. Задача годящего собрать их, вос становить все, как было, и опять продолжать искать. Пока он собирает, спрятавшиеся выскакивают, смеются над ним, улюлюкают, строят рожи, потом опять прячутся, когда дело со сбором палок идет к концу. При этом все ранее найденные участники игры полу чают право прятаться снова. Правила игры жесткие, я бы даже сказал, жестокие. Ча стенько бывало, так и заканчивали игру, не дав возможности какому-нибудь неудачнику нерасторопному зачекать кого-либо. Вообще, при всей доброте, непосредственности, чувстве товарищества, каковые, мне кажется, в нас имелись, мы были беспощадны друг к другу, когда дело касалось игры, никаких поблажек не делали. Ведь уживалось же все это вместе! В бабки мы играли много, с упоением. Бабки —летняя игра, но играли и зимой, на льду реки. Били не панком, а плитками, с лета выбранными из галечника и имеющимися в запасе у каждого пацана. Бабки занимали особое место, хотя требовали тех же ка честв, что и другие игры: точности, ловкости. Их специфика заключалась в том, что они имели денежный эквивалент. Одна бабка — одна копейка. Бывало, накапливаешь за зи му их, ревностно следя, чтобы во время варки студня ни одна не пропала, а потом за одну игру можешь спустить весь запас. А были такие ухари, которые имели этих бабок по нескольку ведер и продавали их нам по копейке за штуку, тут же выигрывали и опять продавали. Денег не было, поэтому частенько из действующего лица ты превра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2