Сибирские Огни № 004 - 1990

Были свои правила и в наших драках. Во-первых, баталкой не бить, во-вторых — ле­ жачего не бить, в третьих—драться до первой крови. В основном, этих правил строго придерживались. Часто мы играли и в «котел». Выкапывалась яма глубиной и в диаметре сантимет­ ров до восьмидесяти— это и был котел. Вокруг него на расстоянии около метра неболь­ шие лунки по числу участников. Все (три-пять человек) занимают места на своих лун­ ках с баталками в руках, один «в поле», голит. Его задача —попасть шариком в котел, и тогда он выходит из «поля», задача всех остальных — не допустить этого, отражая шарик баталками. Голящий считался победителем также при условии, если он ловил шарик руками или если ему удавалось положить шарик в лунку одного из игроков, ког­ да тот бегал за баталкой. Игра тоже интересная, но довольно жестокая для того, кто «в поле». Трудно попасть в котел, еще труднее — поймать шарик, так как он летает, в ос­ новном, понизу, а положить шарик в лунку противника вообще было редкостью. Бывает, попадет какой-нибудь невезучий «в поле», гоняют его, бедолагу, один-два часа, и ничего он не может сделать. А попробуй бросить, если ты голишь,— в нашем неписаном мальчишеском кодексе чести это считалось верхом бесчестья. Играли в лапту. Мячиков резиновых не было, может быть, и были, да не на что бы­ ло взять, делали мы их сами, скатывая из шерсти, которую начесывали с коров во время их линьки. Мы, вообще, все для себя делали сами. Уж игрушки-то — само собой разу­ меется, но также и лыжи, санки, ледянки, о которых, если дело дойдет, скажу позже, коньки, шашки, шахматы, всевозможные сабли и кинжалы деревянные, пистолеты, в том числе и довольно опасные. Так вот, шарик для лапты катали из коровьей шерсти, на что уходили многие часы — перекатываешь в руках, постепенно добавляя материал и плюя на ладони. Но лапта не являлась среди пацанов популярной игрой — может, потому, что в нее играли и девчата, часто компании были смешанными. Лапта напоминала игру в шарик, но мы к ней относились снисходительно, как к че­ му-то второстепенному, не очень мужественному, что ли. Любили игру в «чижик», или, как мы называли, в клеп. Было много самых разных вариаций этой игры, но везде — требования ловкости, силы, удара, точности. Игра в прятки — одна из любимых. Крестьянское подворье большое, так спрячешься, что другой раз и не найдут. Правила этой игры более или менее одинаковы в разных ре­ гионах и сводились, в основном, к следующему. Обычно голящий становился к стенке и считал до условленной цифры, после чего шел искать спрятавшихся, а они ждали мо­ мента, чтобы он отошел на достаточно большое расстояние, и бежали к кону, где стоял голящий до этого, били по нему ладонью — «зачекивались», и это означало, что ты вы­ играл и ждешь, когда голящий найдет кого-нибудь или когда все зачекаются. И он на­ чинает голить снова. Мы привносили творческие элементы в эту игру. Вот один из них. На бревно поперек клали дощечку метра два длиной. Один конец на земле, другой под­ нят. На тот конец доски, который лежит на земле, накладываются тонкие палки, длиной сантиметров тридцать. И вот тот, кто голит, идет искать спрятавшихся, а один из них, улучив момент, подбегает к этой доске, ударяет изо всей силы по поднятому концу, пал­ ки взлетают вверх и разлетаются на десятки метров. Задача годящего собрать их, вос­ становить все, как было, и опять продолжать искать. Пока он собирает, спрятавшиеся выскакивают, смеются над ним, улюлюкают, строят рожи, потом опять прячутся, когда дело со сбором палок идет к концу. При этом все ранее найденные участники игры полу­ чают право прятаться снова. Правила игры жесткие, я бы даже сказал, жестокие. Ча­ стенько бывало, так и заканчивали игру, не дав возможности какому-нибудь неудачнику нерасторопному зачекать кого-либо. Вообще, при всей доброте, непосредственности, чувстве товарищества, каковые, мне кажется, в нас имелись, мы были беспощадны друг к другу, когда дело касалось игры, никаких поблажек не делали. Ведь уживалось же все это вместе! В бабки мы играли много, с упоением. Бабки —летняя игра, но играли и зимой, на льду реки. Били не панком, а плитками, с лета выбранными из галечника и имеющимися в запасе у каждого пацана. Бабки занимали особое место, хотя требовали тех же ка­ честв, что и другие игры: точности, ловкости. Их специфика заключалась в том, что они имели денежный эквивалент. Одна бабка — одна копейка. Бывало, накапливаешь за зи­ му их, ревностно следя, чтобы во время варки студня ни одна не пропала, а потом за одну игру можешь спустить весь запас. А были такие ухари, которые имели этих бабок по нескольку ведер и продавали их нам по копейке за штуку, тут же выигрывали и опять продавали. Денег не было, поэтому частенько из действующего лица ты превра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2