Сибирские Огни № 004 - 1990
ступало утомление, оживление стихало, и уже посматривали на солнце — скорей бы кончался рабочий день. По окончании работы — на речку, купаться. А измазывались с ног до головы, причем работали без рубашек, и тело покрывалось корками, быстро за сыхающими на щедром алтайском солнце. Причем скажу, так просто не смоешь, нужно сначала отмокнуть. Вот мы и отмокали, ныряя и плавая до изнеможения. И откуда толь ко брались силы — после такой продолжительной, напряженной работы — несколько часов плаванья в реке. А часто, вместо купанья, мы брали небольшой неводишко, мет ров шесть-восемь длиной и шли на ту же реку рыбачить. Но об этом следует говорить отдельно. Наличных карманных денег у нас никогда не было. Их просто не было в семье. Зар плата отца была всего 450 рублей (по нынешнему — сорок пять), а мать в колхозе за рабатывала трудодни, «палочки», на которые практически ничего не получали — в луч шем случае килограммов 20—30 ржи или пшеницы за год. Пока мы были маленькими, еще куда ни шло, а потом стали подрастать, стала требоваться одежда. Если мы, маль чишки, могли обойтись минимумом — валенки, полушубок, носки, варежки мать свяжет, штаны и рубахи частично из холстины, частично перешьют из чего-нибудь, то с сестра ми было сложней. Девушки должны одеваться прилично. Но самое тяжелое время на стало, когда начали в институты поступать. В этом смысле показательным был 1959 год. Я учился на последнем курсе Алтайского института сельскохозяйственного машино строения, младший брат Иван на первом курсе, старший брат Михаил — также только начинал учебу в медицинском институте, сестра Мария училась в торговом. А у отца все те же 450 рублей, а мать вообще уже не работала, пошла на пенсию. Теперь-то мы по- иимаем, что со стороны родителей это было настоящее подвижничество. Выручали кизяки. Во время массового их изготовления предоставлялась возмож ность заработать на этом деле. В селе был целый ряд организаций, которые готовили себе на зиму кизяки, и они нанимали ребятишек, впрочем и взрослых тоже, но, как пра вило, все-таки брались за это дело дети. Такса была два рубля за сотню (20 копеек). За день можно было сделать 500—-600 штук и заработать десять-двенадцать рублей — в пересчете на нынешние деньги — рубль с мелочью. Но по тем временам это были боль шие деньги, особенно на фоне их абсолютного отсутствия. Можно было не только схо дить в кино, но и собрать, скажем, на приобретение новой рубахи, тапочек или еще че го. Каждое лето мы приобщались к этим заработкам. Несколько слов о полном цикле «кизячного производства». Как уже говорилось, изготовление кизяков дома идет в течение нескольких дней, ими устилается весь двор, чтобы они сушились на солнце. По прошествии трех-пяти дней, в зависимости от погоды, проводится следующая технологическая операция — по становка кизяка на ребро — чтобы сохла вторая сторона, через несколько дней — по становка кизяков «в пятки». Это название, наверное, от слова «пять»: четыре кизяка ста вились шатром, пятый — клали сверху. Следующая операция — складывание в кучи, хотя сооружения, которые мы делали, никак кучами не назовешь. Складывались этакие параболоиды диаметром метра полтора у основания и высотой такой, чтобы рука до ставала. Между кизяками оставляли достаточное расстояние для продувания ветром. Эта работа была интересной, мы давали волю своей фантазии, стараясь друг друга пе рещеголять. Кучи стояли долго, до полного высыхания кизяка. После чего — складывали в прикладах уже на длительное (до нескольких лет) хранение. Это делала мать сама, так как нужно было сложить и прочно и исключить проливание дождем. А мы подноси ли кизяки. На этом кизячная эпопея заканчивалась. А топливо это было прекрасное. Немного дров на растопку и клади кизяки. Они горят долго, выделяя большое количество тепла, в отличие от дров, прогорающих быстро. Потом в кизячное производство пришел прогресс. Местные рационализаторы приду мали станок с приводом от трактора. Несколько человек вилами забрасывают навоз в приемник, один рубит лопатой выдавливаемую через прямоугольное отверстие массу на одинаковой длины куски — и получаются кизяки, которые несколько человек относят и раскладывают на земле. Значительно более производительная технология, но того изя щества, если это слово применимо к кизяку, уже не было. А лет десять назад их вообще прекратили делать. И думается, что не вполне и не везде обоснованно. Все перешли на уголь, которого вообще-то не хватает. Да что там кизяк, когда и лесные районы, где без ущерба для леса (а то и даже с пользой для не го) может заготавливаться необходимое количество дров не только для индивидуально го жилья, но и для мелких котельных, перешли полностью на уголь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2