Сибирские Огни № 004 - 1990
Они шагают по лугам В рубахах, веселы и босы. Короткий отдых дан клинкам, Сегодня разгулялись косы. Весь год промаявши беду, С косой и лемехом в разлуке, Истосковались по труду Крестьянские большие руки. Роняют на землю красу Ромашки и медовый донник. Качая косы на весу, За конником проходит конник. И чтобы утолить тоску О будничном и о великом, Ложатся, как по гребешку, Фарцелия и повилика... Поэт написал это в 1942 году. Война, смерть, и в промежутках между боями «кава леристы косят сено». Так и думаешь, что все преходяще, в том числе и война, а труд вечен и является первоосновой всему. Как точно подмечено: будничное и великое. Пожалуй, лучше не скажешь. Приходилось и метать сено. Тоже тяжелая работа, разовое напряжение при подъе ме пласта сена на стог значительно более сильное, чем при косьбе, но зато менее изну рительное, так как после подъема отдых до следующего. Уже молодым специалистом, приехав после института по направлению в Новоси бирск, я был послан на работу в подшефный Убинский район, в село Каменку на уборку урожая. Сначала нас использовали на сенокосе, потом на хлебоуборке. Я заговорил об этом только в связи с тем, что там мне пришлось косить рожь. Прошли длительные обильные дожди, все раскисло, трактора с комбайнами (а тогда еще убирали хлеб при цепными комбайнами) не могли войти в поле —буквально тонули. Была сформирована бригада косарей, в которую попал и я. Весьма скептическое сначала отношение селян к городскому человеку, берущемуся, на их взгляд, не за свое дело, сменилось вскоре не меньшим уважением. Как и в описанном случае с косьбой травы у себя на Алтае, мы вдвоем с хозяином, у которого я стоял на квартире, оказались лидерами и изнуряли друг друга. Я, идущий впереди, не хотел, чтобы меня догнали, а он, отставая на не сколько шагов, не мог смириться с этим. Вроде все было то же самое — та же коса, те же движения и усталость, то же со ревнование и стремление победить, но упоения, наслаждения от самого процесса труда не было. Когда я поймал себя на этой мысли, стал думать — а в чем дело? И пришел к выводу, что, наверное, в однообразии поля, какой-то ассоциации с казенщиной, что ли. Насколько хватает глаз — серо-желтое поле и, конечно же, отсутствие удушающих, за чаровывающих запахов летнего разнотравья. Наверное, мой отец и дед, взмахивая косой на своем поле, работали с большим вдохновением, так как это была их земля-кормилица, и они на много рядов в своем во ображении передумали — как распорядиться урожаем. А что я? Труд был, по существу, почти бесплатным, и только чувство долга да в какой-то степени стремление к удовлет ворению дремавшего и разбуженного инстинкта крестьянина немного согревали душу. Прошли годы, многое изменилось. Сейчас, когда мы живем в условиях развиваю щихся арендных принципов, кооперативного движения, хозрасчета и утверждения опла ты по труду, такой изнурительный и, по существу, безвозмездный труд уже начинает ка заться чем-то противоестественным. Однако это было для нас в то время само собой разумеющимся и не вызывает сегодня ощущения горечи или досады или чего-то вроде того, что нас обманывали, эксплуатировали. Наоборот, было ощущение причастности к большому делу, а работа, почти бесплатная, наполняла тебя сознанием эдакого бескоры стия, уважения к собственной персоне. Так уж получалось во времена нашего детства, что самая напряженная, насыщен ная трудом пора, сенокос, совпадала с самым скудным временем года в смысле питания. Конец июня — начало июля — мяса уже нет, все съедено за зиму. Да если бы и не съели, все равно не сохранили бы. Правда, родители солили остающееся от зимы мясо; храни ли его во флягах или деревянных кадушках, но оно было невкусным, хотя все-таки мясо было мясом. Так вот — мяса уже нет, и овощей, кроме огурцов, еще-нет. А сено — дело серьезное, требует соответствующего питания, иначе, как говорится, протянешь ноги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2