Сибирские Огни № 004 - 1990
выезжал. Первый поезд, трамвай, двухэтажный дом увидел в 17 лет. Попав в город, я тосковал по деревне, по родному дому, по скромным, но милым моему сердцу степным пейзажам. И вот, в таком состоянии, беру в руки сборник стихов совершенно незнако мого поэта и буквально поражаюсь проникновенностью, душевной теплотой, а главное — близостью переживаемого мною состояния. Потом Есенин стал модой. Все цитировали его стихи, читали их знакомым девушкам, учили наизусть. Однако среди любителей есенинской поэзии немало было таких, которых привлека ли вещи, не являющиеся лучшими в его наследии, написанные в минуты душевного над лома, кризиса, тяжелого психологического недуга,— «Играй, гармоника, скука, скука», «Черный человек», «...как лиса, притворившись мертвой...» и другие. Вскоре меня начали раздражать многочисленные дискуссии вокруг Есенина, и я стал уклоняться от них, счи тая его поэзию настолько своим личным, интимным, что казалось кощунством везде трепать имя любимого поэта. К лучшему в наследии Есенина я отношу его стихотворение, посвященное сенокосу: Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Далеко сияют розовые степи, Широко синеет тихая река. Я — беспечный парень. Ничего не надо. Только б слушать песни — сердцем подпевать, Только бы струилась легкая прохлада, Только б не сгибалась молодая стать. Выйду за дорогу, выйду под откосы,— Сколько там нарядных мужиков и баб! Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы. «Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?» К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу?.. Здесь все: и восторг от осознания своей молодости, силы, энергии, радость жизни, че ловеческого бытия, поэзия крестьянского труда, задор, и в то же время ощущение пер вичности, величия трудового начала, преклонения перед ним. Эти стихи пробирают все твое существо, до зуда в ладонях, до физического ощущения косы в руках и горьковато суховатого привкуса во рту, который обычно сопутствует косьбе. Нечто подобное описываемому поэтом мне пришлось пережить уже тридцатидвух летним, во время путешествия по Болгарии. Я возглавлял группу туристов, состоящую в основном из учителей. После осмотра Мемориала на Шипке мы спускались к подножию горы, где нас ждали автобусы. Стояла прекрасная погода, у нас было хорошее настрое ние, мы были под впечатлением только что увиденного — памятника героического прош лого наших двух народов. И вдруг — три болгарина на склоне горы косят сено. Мы по дошли к ним, стали разговаривать. В моем представлении это были истинные болгары_ седоусые, горбоносые, в национальных брюках и обуви, даже, я бы сказал, какие-то де коративные, словно сошедшие со страниц рекламного журнала. Мы вообще с удовольст вием вступали с болгарами в контакт, везде чувствовали исключительное радушие, иск реннюю тягу к нам, «братушкам», и платили им тем же. Подошли, разговорились, покурили. Я взял косу у одного из них. Все то же, что и у нас, только вместо деревянной ручки на косовье для правой руки у них был хорошо от деланный рог козы. Я долго и тщательно точил косу, затем снял рубашку, занял место первого косаря и начал косить. Расширил ряд раза в полтора и пошел. Я никогда не вкладывал в это дело столько сил и старания. Не разгибаясь, не останавливаясь, прома хал метров пятьдесят. Когда оглянулся, то увидел уже приличную толпу зрителей. К на шей группе присоединились другие туристы. Бурными аплодисментами было встречено мое возвращение к исходной точке. Потом мы долго говорили с болгарскими друзьями и жаль было расставаться. Из произведений более позднего времени, прославляющих труд косарей, мне запом нились стихи Евгения Долматовского: Пришла пора цветов и трав. Шумит лесов зеленых пена. Коней у Дона расседлав, Кавалеристы косят сено.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2