Сибирские Огни № 003 - 1990

Я выхожу на улицу — и будто окунаюсь в прохладный зеленый омут. Лучи еще низкого солнца еле процеживаются сквозь густую листву тополей в нашем палисаднике, трава сизая от холодной росы, ступишь босой ногой — сразу мурашки по всему телу, и аж волосы на затылке зашевелятся. Но надо идти в лес и в поле. По всей деревне уже слышны ре­ бячьи голоса, посреди нашей улицы грохочет и пылит ручная тележ­ ка с оглоблями и на двух колесах. В тележку «запряжен» Ванька Гайдабура, он, дурачась, подпрыгивает и ржет по-лошадиному, а за кучера восседает его брат Василек и совсем не в шутку нахлестывает прутом. — Проспорил, змей полосатый, дак вези, не уроси! — кричит Василек и при этом так ловко достает «конягу» по голым лыткам, что Ванька взвизгивает поросенком, «выпрягается» и с кулаками кидается на седока. С этими ребятками не соскучишься. Я спешу на помощь, с тру­ дом растаскиваю братьев-близнецов, и мы втроем уже мирно выхо­ дим за околицу, толкая впереди себя тележку. — Ребя, я знаю, где богородской травы — навалом! — хвастает Ванька.— За Осташкиным околком... Богородская трава — это обыкновенный степной чебрец, такой пахучий, что кружится голова. Мы набиваем чебрецом свои холщо­ вые сумки, с которыми ходим в школу, потом собираем и складыва­ ем в корзинки, чтобы не помять, разные цветы: синие колокольчики, исходящие тончайшим ароматом кукушкины слезки, в сыроватых ложбинах — желтые блестящие лютики, белую кашку, цветы оду­ ванчика. После этого в Осташкином колке ломаем березовые ветки и ук­ ладываем их на тележку. Все это — украшения к Троице. Богород­ ской травой застилают в избе полы, букеты цветов ставят на столы и подоконники, а березовыми ветками украшают весь двор, плетни, прясла,ворота. И так обязательно в каждом подворье. И тогда вся деревня ста­ новится непривычно зеленой, и держится над ней густой банный дух, источаемый привядшею березовой листвою. А потом будет дивный вечер за околицей села, у большой, наря­ женной березы, будут гуляния, песни у костра (я еще застал, хотя и в «остаточном виде», молодежные хороводы),— но это все для взрос­ лых, и потому Троица помнится мне опьяняюще душистою богород­ ской травою, пестротой весенних первоцветов, чистым духом березо­ вой листвы... Но кроме ярких «старинных праздников» были еще (хотя тоже доживали свой век) позабытые нынче обычаи и обряды. Свадьбы и крестины, новоселья и именины,— сколько выдумки, самодеятель­ ности, где все участники, и нет сторонних зрителей! Это все, я думаю, и помогало в любое лихолетье не ожесточить­ ся сердцам, сохранить в народе «душу живу»... 9 Теперь я должен рассказать и об этом. Потому что это было, это я видел своими глазами. А недосказанность — та же ложь. Их привезли зимой, в самые крещенские морозы. Много подвод остановилось у конторы; на розвальнях, запряженных лошадьми, были навалены какие-то люди, закутанные с головами в овчинные шубы. Мы, ребятня, сбежались со всей деревни: как же прозевать та­ кое событие? Люди на розвальнях сперва не двигались, казались неживыми. К подводам подошел молодой мужик в черной борчатке — кра­ сиво сшитой шубе со складчатым и узорчатым подолом. Он что-то 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2