Сибирские Огни № 003 - 1990
ет сон, и начинает казаться, что наша общая телега-ковчег тихонь ко плывет и раскачивается не на плыльной степной дороге, а высоко-высоко, под самыми высыпавшими на небо молодыми звездами. Во сне это, наяву ли, и со мною ли все это было когда-то? Бог весть... Сейчас уже не услышишь на селе и в поле песен. Некому больше петь? Не о чем стало петь... Ушли годы, а с ними и праздники. Праздники души. А ведь за эти праздники души еще в пору моего детства — ой, как крепко кое- кому попадало! Приезжало районное и прочее начальство, сгоняли всю деревню в клуб, и вот огромный мужичище, почему-то обязатель но в черных галифе и белых бурках, непременно обладатель луженой глотки, гремел кулаком о фанерную трибуну и орал зычным голосом: — Пасхи? Масленицы? Троицы? Кто посмел травить народ этим религиозным дурманом?! Выявить зачинщиков этих попов ских гулянок и срезать у них за месяц трудодни! Чтобы неповадно было разлагать народ! Ишь ты — пекут пасхи из лебеды! Яйца кра сят! Масленицу они, видите ли, сжигают! Скот кормить нечем, а они куклы из соломы жгут! Нашли время для забавы. Прекратить!! Ма ло вам праздников советских?! — Дак советские-то праздники пусты, никакого в них действа... Раньше хоть водку пили, а ноне — где ее взять? — пискнет из зад них рядов какая-нибудь ушлая бабенка. — Молча-ать! — грохнет кулачище.— Не по нутру вам советские праздники? По боженьке соскучились? Скоморошничать тянет?.. ...И все равно: именно «старинные праздники», как называют их в народе, остались самыми светлыми воспоминаниями детства. Я вот часто думаю: почему у нас так боялись, да и теперь боятся этих праздников? Опасаются, чтобы народ не заразился религией? Но если даже и теперь с тупой носорожьей яростью продолжать борьбу с религией, видя в ней причины всех наших пороков и грехов, то и в таком случае стоит задуматься: а при чем здесь «старинные празд ники»? Какой такой в них заложен «опиум» и «дурман»? Взять ту же Масленицу. Ведь это самый народный, самый раз веселый праздник наступления весны! Да еще когда был достаток — пеклись традиционные блины и варились сибирские пельмени, про носились по улицам тройки лихих коней, кипели удалые битвы при взятии снежных городков, сжигались «масленицы» — огромные раз- наряженные соломенные куклы, да ведь это все скорее от языческой древности, чем от православия и церкви. А Троица? Она до сих пор звучит в моем сознании вот этой не мудрящей частушкою: Скоро, скоро Троица, Земля травой покроется. Скоро миленький приедет,— Сердце успокоится... Да, по церковным понятиям это большой религиозный празд ник — Святая Троица. Но кому было дело до всяких там церковных учений и канонов? Для нас, как, наверное, в древнюю пору для на ших предков-славян, это был скорее языческий праздник земледе лия: к этому времени обычно заканчивались посевные работы в по ле, завершалась «весенняя страда»... Ах, Троица! Память о ней озарена зеленым сиянием душистых трав и дерев! Накануне этого праздника, ранним-ранним утром, моя бабушка, Федора Арсентьевна, уже будит меня своими шутками-прибаутками: — Подъем, паря! Этак всех невест проспать можно. Кто рано встает — тому бог подает,— и сует в мою вялую со сна руку какую- нибудь постряпушку или крашеное яичко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2