Сибирские Огни № 003 - 1990
бали — от голода, холода, частых и грозных эпидемий. А мы, в от личие от солдат, не имели в руках оружия, чтобы защитить себя от этих беспощадных врагов. Работа, взращенный трудовым потом кусок черного хлеба со хранили (хотя не всем) наши жизни. Но если была бы только одна работа, то она вряд ли спасла бы наши души. А мы ведь — говорю от поколения детей военных лет — не только остались живы, но не ожесточились сердцем, сохранили человеческое достоинство, состра дание, милосердие к ближним и дальним, а главное — не разлюбили Родину, не разуверились в своем народе. Наоборот! Да, всегда были и остаются колебания в выборе пути (что, наверное, свойственно лю бому народу), сомнения в тех самых «сияющих вершинах», которые год от года становятся не ближе, а, к сожалению (или к счастью?), все дальше... Но всегда в трудный час согревала сердце святая вера в свой народ, потому что — не побоюсь этого слова — посчастливи лось увидеть его и познать в пору смертельной опасности, и мы, дети войны, с малых лет постигали широту духа, бескорыстие, великое тер пение и трудолюбие русского крестьянина, его всегдашнюю готов ность отстоять волю вольную. Да, если были бы живы только хлебом единым, то жить, может, и остались бы, да не сохранили душу живу... А память услужливо, одну за другой, рисует мне картины дет ства. Многие из них темны и печальны, но вспоминать всегда хочет ся о самом добром, что было тогда. ...Вот поздний вечер зрелого лета, вишневая полоска зари на горизонте, первые звездочки в меркнущем небе. Степь. По степи медленно ползут несколько телег, запряженных волами. Рассохшиеся телеги скрипят всеми своими суставами, повиз гивают давно не знавшими дегтя колесами. В телегах сидят усталые люди: женщины, несколько стариков и подростков. Они возвращают ся с жатвы. Людей убаюкивает медленная езда, монотонный тележ ный скрип, они кивают носами при толчках на ухабах, и быки устало и нехотя переступают клешнястыми ногами, мотают большерогими головами и пускают в дорожную пыль паутины тягучей слюны. И от всего этого веет древним, степным, чумацким. — А и жалко, что нема з нами Мотри Гайдабуры, хоть бы за- спевали трошки, — подает голос какая-то баба с задней телеги. — Ей теперь не до песен, совсем сголодали Гайдабуры,— взды хает кто-то в ответ. — Ну, дак а сами чего? Языки проглотили? — басисто гудит дед Тимофей Малыхин. И на какой-то из подвод возник невнятный голос, его поддержи вают другие, песня начинает шириться, набирает силу, и вот уже стройно звучат давно спевшиеся сильные голоса, и звонким эхом вторят им тоненькие подголоски, распугивая сумерки и вековечную степную тишину: Отец мой был природный пахарь, А я работал вместе с ним. Отца убили злые чехи, А мать живьем сожгли в костре... Не здесь ли, не в этих ли печальных полях родилась в пору горь кого лихолетья эта нехитрая песня? Мне неведомо. Но скажу: нигде и никогда после, ни в каких концертных залах она не звучала для меня с такой неподкупной правдою и хватающей за сердце болью: Горит, горит село родное, Горит вся .родина моя!.. Смолкнет песня, и снова тихо в степи, лишь поскрипывает, по качивается, как огромная колыбель, набитая людьми телега, и кто- то уже похрапывает сбоку и за спиной, и самого неодолимо смарива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2