Сибирские Огни № 003 - 1990
— Ну, я тоже толком не знаю, а если своим умишком порас кинуть, то выходит вот что: откель твоим ученым знать, какая она будет дальше, наша жисть? Говоришь, в книжках уже об этом написа ли? А я дак думаю — зря. Разве можно ее выдумать, человеческую жисть? Кто может знать, как я желаю жить, а как не желаю? Люди ведь — не стадо баранов: один желает так, а другой — эдак. А если еще этот ученый, что книжки-то про будущую жисть пишет, если он отродясь не крестьянствовал на земле, не ростил хлебушка да за скотинкой не ухаживал — дак как он может, скажи на милость, о судьбе моей загадывать? Ее ведь, судьбу-злодейку, и за день вперед не удумаешь, куда она повернет, а оне, гли-кось, на сто лет вперед все расписали. Прямо, как цыганки нагадали. 7 Да, хотя и были у меня кое-какие сомнения насчет «светлого будущего трудящихся всех стран и народов», как любил выражать ся Федя Овчинников; хотя и были некоторые неувязки вроде той, что коммунизм до сих пор нигде не построен только потому, что поздновато родился Маркс,— но все равно я в него искренне верил, в наше неотвратимое прекрасное будущее. А вот дедушка Семен, чуял я, что-то в этом вопросе темнил, не договаривал. — Ты, Cepera, не думай, чтоя уж такой тупой ла- поть,— как-то сказал он в другой раз, когда у нас с ним снова зашла речь обудущей жизни. — Я ить хотя кни жек ваших не разумею, зато, почитай,целую жизнь прожил и мно-огое повидал, о чем только не передумал. И наслышан о мно гом. А потому понимаю я так: будущую жисть хотят изделать на- вроде нонешних колхозов, только в мировом масштабе: стащить в кучу все личное имущество, движимое и недвижимое, и робить сооб ща... Вот тут я сумлеваюсь: будет ли толк? Ведь даже^ в своей семье, случается, порядка не наведешь, потому как каждый живет и видит по-своему — одному шти пересолены, а другому кажется недосол. У одного — такой характер, у другого — этакий... Это толь ко насекомая тварь бессознательная может гуртом жить и робить, к примеру, пчелы али те же муравьи, их, видно, господь бог так ^соз дал — всех на одну колодку, а человеки, оне — каждый наособицу, не найдешь во всем свете и двух совсем одинаковых. Возьми вон Гайдабуров, Ваньку с Васильком, уж куда, кажется, ближе быть, куда роднее — из одной утробы близнецами родились, рожами коно патыми схожи, как два яичка воробьиных, а характеры? Один — дьявол бессовестный, другой — ангел безобидный, и сроду их миро- ва не берет, сроду грызутся, как кошка с собакой... — Значит, по-твоему выходит, людей никогда нельзя объеди нить? — встрял я в речь дедушки.— По-твоему, так и будем всегда жить по пословице: человек человеку волк? — Почто, говоришь, людей объединять нельзя? Можно... да только лучше, ежели они сами объединяются кому с кем интереснее, как вот, к примеру, раньше были сельские общины, артели там раз ные, кооперативы... — А колхозы? — уел я деда.— Когда сгоняли в колхозы — не спрашивали ведь, кому с кем интереснее? — Не спрашивали, это точно,— нахмурился дедушка и, как всегда в затруднительные моменты, запустил пятерню в свою роскошную красную бороду.— У меня вон любимую лошадку, Гро мовой, когда со двора свели, дак я как по родному дитю по нем убивался. Лучший бегун на всю волость был, а в колхозе моментом угробили, обратили в вислобрюхого пахотного конягу. Понимать на до : не свое...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2