Сибирские Огни № 003 - 1990

телями Шамбалы и получивший отказ, впал в ярость. Его памфлет «Разоблаченная жрица Изиды» и по сию пору является главным источником разного рода компромети­ рующих сведений о Е. П. Б., пускаемых в «научный оборот» некоторыми современными востоковедами и повторяемых невеждами. Е. П. Блаватская обычно сторонилась политики, но, когда началась русско-турецкая война за освобождение Болгарии, она подняла в американских газетах свой голос в защиту России и против антирусских происков Ватикана. Ее статьи против иезуитов, которые исподтишка натравливали Америку на Россию, были столь яркими и темпера­ ментными, что американский кардинал был вынужден искать с ней встречи для оправ­ дания политики папы. Впоследствии иезуиты отомстили Блаватской за эту кампанию. Помогала Е. П. Б. родине и материально, все выручки от публикации ее статей в русских газетах, а также первые гонорары за «Разоблаченную Изиду» шли на нужды русских госпиталей. Нравственное потрясение вызвал у Блаватской террористический акт «Народной воли» против Александра II. «Господи!— писала она родным в Россию.— Что ж это за ужас! Светопреставление, что ли, у нас? ...Жаль царя-мученика, семью царскую, жаль всю Русь православную!..» Издававшийся ею журнал «Теософист» вышел в траурной рамке. Отвечая американским газетам, выразившим недоумение по поводу облачившей­ ся в траур американской гражданки (Блаватская к этому времени приняла гражданство США) и ее журнала, Е. П. Б. отвечала: «Не как русская подданная надела я траур, а как русская родом! Как единица многомиллионного ¡народа, облагодетельствованного тем кротким и милосердным человеком, по которому вся родина моя надела траур». На основании этих строк была позднее создана легенда о монархических убежде­ ниях Блаватской, но точнее было бы говорить о ее патриотизме и отвращении ко всяко­ му насилию. Весной 1878 года,— как сообщает В. П. Желиховская,— с Е. П. Б. случилось стран­ ное происшествие: она неожиданно упала в обморок, продолжавшийся несколько дней. Ее сочли умершей и собирались хоронить, когда из Индии была получена Оллькотом телеграмма от того человека, которого она считала внушителем всех своих знаний и «Учителем». Он писал: «Не бойтесь, она не умерла и не больна, но заработалась. Тело ее требовало отдыха. Будет здорова». В начале пятых суток Блаватская пришла в себя и действительно оказалась совершенно здоровой. Впоследствии Е. П. Б. не однажды бывала на грани смерти, и неизменно уходила от нее либо при помощи таинственных снадобий, которые в критические минуты приво­ зили ей неизвестные люди, либо с помощью «энергетического лечения на расстоянии». Это последнее средство до сих пор остается предметом научного недоумения и недове­ рия, хотя не однажды врачи-«экстрасенсы» демонстрировали такое лечение, а еще рань­ ше их — народные знахари. Вскоре после описанного выше обморока Блаватской руководители Теософского об­ щества принимают решение о передислокации резиденции общества из Америки в Ин­ дию. Индия устроила Е. П. Б., имя которой в силу ее непосредственных контактов с Великими Учителями Шамбалы приобрело для индусов непререкаемый авторитет, поистине царский прием. Теософы разместили свою штаб-квартиру в Адьяре, где она су­ ществует и до наших дней. Разворачивается разнообразная просветительская и органи­ зационная деятельность, предпринимаются новые путешествия, несмотря на сильное противодействие британских властей, видевших в Блаватской русскую шпионку. Но противодействие это блокировалось высоким авторитетом Е. П. Б. среди индусов, а также ее влиянием на английскую колониальную публику. Блаватская — желанный гость многочисленных раутов и обедов, тягостных для Е. П. Б., но необходимых ради пропаганды теософских идей. Уступая настояниям друзей, в тех же целях она демонст­ рирует различные оккультные феномены. Конечно, они действовали на воображение лю­ дей, хотя свои задачи основатели теософского движения видели в другом. Укажем на эти задачи, как они сформулированы в уставе Общества: 1. Основание всемирного Братства без различия вер, рас, происхождения. Члены его обязуются постоянно стремиться к нравственному самосовершенствованию и к посиль­ ной помощи ближним,— помощи духовной, а при возможности и материальной. 2. Со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2