Сибирские Огни № 003 - 1990
исключительных психических способностях Блаватской с пей пожелал познакомиться экзарх Грузии, впоследствии митрополит Петербургский отец Исидор. Подробно расспро сив молодую женщину и лично убедившись в даре ясновидения, владыка благословил Блаватскую следующими словами: Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете да ром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и со временем сможет употребить эти силы на благо человечеству... Бог да благословит на все хорошее и доброе. Слова грузинского экзарха запомнились на всю жизнь, тем более, что позднее не все представители православия проявили по отношению к Е. П. Б. такую широту взглядов. Важно также отметить, что обостренная экстрасенсорность сочеталась у Блаватской с весьма трезвым взглядом ¡на жизнь и незаурядной для женщины ее возраста и воспи тания деловой хваткой. Она была большой искусницей в рукоделиях, одно время дер жала мастерскую по изготовлению искусственных цветов, даже занималась сплавом а торговлей леса... В 1864 году, свернув все свои дела, Е. П. Б. вновь уезжает за границу, сначала в Грецию и в Египет, позднее путешествует по Индии и Тибету, а в дальнейшем живет в Америке и в Европе. Есть сведения, что в этот второй заграничный период жизни Е. П. Б. смогла наконец проникнуть (прежние попытки были неудачны) в знаменитую Гималайскую Твердыню — Шамбалу. Здесь она завершила свое оккультное образова ние, здесь получила манускрипты «Станцы Дзиан», которые легли потом в основу глав ного труда ее жизни книги «Тайная доктрина». Наконец, здесь она была благословлена Учителями на создание теософического общества, учредительный съезд которого состо ялся уже в Соединенных Штатах. С Америкой Е. П. Б. связывали длительные и глубокие отношения, как впоследствии и семью Рерихов, продолжившую Провозвестие Шамбалы. В США Е. П. Б. знакомится с полковником Оллькотом, участником гражданской войны Юга и Севера, который увлекался спиритизмом и другими оккультными феноме нами. Оллькот становится ее ближайшим сотрудником, с ним Блаватская совершает ряд своих путешествий на Восток. В американских газетах появляются ее статьи о спири тизме и медиумизме критического характера, а затем в свет выходит «Разоблаченная Изида» — капитальный труд по религиеведению и оккультизму, сделавший имя Блават ской известным во всем мире. С простодушной откровенностью, свойственной ей до конца жизни, Елена Петровна недоумевала по поводу собственной славы. В письмах родным она сообщала, что пишет труды, в которых «ни бельмеса не понимает», что ее сочинения рождаются «под диктовку» непонятных ей сил, которые «знают все». «Скажи мне, милый человек,— пишет она тетке Н. А. Фадеевой,— как могло слу читься, что я до зрелых лет, как тебе известно, круглый неуч,— вдруг стала феноменом учености в глазах людей действительно ученых. Ведь это факт, а против факта не пой дешь, как против рожна. Я — психологическая задача,— ребус и энигма для грядущих поколений — сфинкс!.. Подумай только, что я... которая ни о химии, ни о физике, ни о зоологии,— как есть понятия не имела,— теперь пишу обо всем этом диссертации. Вхо жу с учеными в диспуты и выхожу победительницей... Я не шучу, а говорю серьезно: мне страшно, потому что я не понимаю, как это делается?.. Я нахожу ошибки в статьях ученых, в лекциях Тиндаля, Герберта Спенсера, Хакслея и т. д. ...У меня толкутся с утра до вечера профессора, доктора наук, теологи. Входят в споры — и я оказываюсь права. Откуда же это все? Подменили меня, что ли?» Конечно, в признаниях Блаватской есть ирония и перебор самокритики: она вовсе не была неучем, получив хорошее дворянское воспитание на родине, основательно учи лась всю жизнь. Но ее признания характерны тем, что обнаруживали факты давно из вестные и позабытые просвещенной Европой, воспитанной позитивной наукой, факты о том, что человек в редких случаях может быть передатчиком мыслей и чувств, сообщае мых из Космических Источников. Факты эти засвидетельствованы у Сократа, в жизне описании основателя ислама Магомета — и других источниках. Но они плохо уклады ваются в сознание мужей науки— отсюда шлейф недоверия, досужих домыслов и кле веты, преследовавших Блаватскую всю жизнь. Клюнул на загадку «мадам Блаватской» уже упомянутый нами Всеволод Соловьев. На первых порах знакомства с Е. П. Б. он восхищался ее личностью и способностями, но, домогавшийся вступить с ее помощью в непосредственный контакт с Великими Учи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2