Сибирские Огни № 003 - 1990

исключительных психических способностях Блаватской с пей пожелал познакомиться экзарх Грузии, впоследствии митрополит Петербургский отец Исидор. Подробно расспро­ сив молодую женщину и лично убедившись в даре ясновидения, владыка благословил Блаватскую следующими словами: Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете да­ ром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и со временем сможет употребить эти силы на благо человечеству... Бог да благословит на все хорошее и доброе. Слова грузинского экзарха запомнились на всю жизнь, тем более, что позднее не все представители православия проявили по отношению к Е. П. Б. такую широту взглядов. Важно также отметить, что обостренная экстрасенсорность сочеталась у Блаватской с весьма трезвым взглядом ¡на жизнь и незаурядной для женщины ее возраста и воспи­ тания деловой хваткой. Она была большой искусницей в рукоделиях, одно время дер­ жала мастерскую по изготовлению искусственных цветов, даже занималась сплавом а торговлей леса... В 1864 году, свернув все свои дела, Е. П. Б. вновь уезжает за границу, сначала в Грецию и в Египет, позднее путешествует по Индии и Тибету, а в дальнейшем живет в Америке и в Европе. Есть сведения, что в этот второй заграничный период жизни Е. П. Б. смогла наконец проникнуть (прежние попытки были неудачны) в знаменитую Гималайскую Твердыню — Шамбалу. Здесь она завершила свое оккультное образова­ ние, здесь получила манускрипты «Станцы Дзиан», которые легли потом в основу глав­ ного труда ее жизни книги «Тайная доктрина». Наконец, здесь она была благословлена Учителями на создание теософического общества, учредительный съезд которого состо­ ялся уже в Соединенных Штатах. С Америкой Е. П. Б. связывали длительные и глубокие отношения, как впоследствии и семью Рерихов, продолжившую Провозвестие Шамбалы. В США Е. П. Б. знакомится с полковником Оллькотом, участником гражданской войны Юга и Севера, который увлекался спиритизмом и другими оккультными феноме­ нами. Оллькот становится ее ближайшим сотрудником, с ним Блаватская совершает ряд своих путешествий на Восток. В американских газетах появляются ее статьи о спири­ тизме и медиумизме критического характера, а затем в свет выходит «Разоблаченная Изида» — капитальный труд по религиеведению и оккультизму, сделавший имя Блават­ ской известным во всем мире. С простодушной откровенностью, свойственной ей до конца жизни, Елена Петровна недоумевала по поводу собственной славы. В письмах родным она сообщала, что пишет труды, в которых «ни бельмеса не понимает», что ее сочинения рождаются «под диктовку» непонятных ей сил, которые «знают все». «Скажи мне, милый человек,— пишет она тетке Н. А. Фадеевой,— как могло слу­ читься, что я до зрелых лет, как тебе известно, круглый неуч,— вдруг стала феноменом учености в глазах людей действительно ученых. Ведь это факт, а против факта не пой­ дешь, как против рожна. Я — психологическая задача,— ребус и энигма для грядущих поколений — сфинкс!.. Подумай только, что я... которая ни о химии, ни о физике, ни о зоологии,— как есть понятия не имела,— теперь пишу обо всем этом диссертации. Вхо­ жу с учеными в диспуты и выхожу победительницей... Я не шучу, а говорю серьезно: мне страшно, потому что я не понимаю, как это делается?.. Я нахожу ошибки в статьях ученых, в лекциях Тиндаля, Герберта Спенсера, Хакслея и т. д. ...У меня толкутся с утра до вечера профессора, доктора наук, теологи. Входят в споры — и я оказываюсь права. Откуда же это все? Подменили меня, что ли?» Конечно, в признаниях Блаватской есть ирония и перебор самокритики: она вовсе не была неучем, получив хорошее дворянское воспитание на родине, основательно учи­ лась всю жизнь. Но ее признания характерны тем, что обнаруживали факты давно из­ вестные и позабытые просвещенной Европой, воспитанной позитивной наукой, факты о том, что человек в редких случаях может быть передатчиком мыслей и чувств, сообщае­ мых из Космических Источников. Факты эти засвидетельствованы у Сократа, в жизне­ описании основателя ислама Магомета — и других источниках. Но они плохо уклады­ ваются в сознание мужей науки— отсюда шлейф недоверия, досужих домыслов и кле­ веты, преследовавших Блаватскую всю жизнь. Клюнул на загадку «мадам Блаватской» уже упомянутый нами Всеволод Соловьев. На первых порах знакомства с Е. П. Б. он восхищался ее личностью и способностями, но, домогавшийся вступить с ее помощью в непосредственный контакт с Великими Учи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2