Сибирские Огни № 003 - 1990
образом, и в голову не приходит вся неле пость сопоставления их «химико-физической теории» жизни, с их двумя главными аксио мами отрицания, которые так диаметраль но противоречат ей: а именно: 1) с теорией вечного движения и 2) теорией произволь ного зарождения. «Теория первая— они «ас учат — немыс лима; вторая — абсурд. Произвольное за рождение не было еще доказано наукой, ни в одном случае». Но что же такое их «космос материи в движении», как не прямое представление вечного движения? Разве это не perpetuum mobile «глупых», по их мнению, поэтому и видевших глупые сны, средневековых алхи миков? А их химико-физическая теория о жизни? Разве это не другое название, для произвольного зарождения, величаемого ими «абсурдом»? Выходит, что наша современная наука просто-напросто села на мель. А сев, при нялась выдумывать спасательные теории; затем и придумала фантастическую машину в вечном движении, без начала, как и без конца,— машину, к тому же, которая, види мо, изобрела себя и сама собою дала себе импульс: хотя ее способность движения без начала в вечности, как и время, когда был ею дан этот первый импульс, должны заставить математиков сильно призадуматься... Но в глазах науки это безделица. Коль скоро уче ные открыли в бездонной пропасти своего молекулярного мозгового пространства та кую машину, остальное не представляет ни какого затруднения. Собрав ее по частям, наш ученый атеист представляет свою чуд ную, самоизобретенную, «космос-машину» публике и просит поверить ему на слово, что она, вдобавок, снесла самовылупляю- щееся же яичко... У биологов это зовется «доказанным и не опровержимым фактом науки», последним плодом их древа познания. Тайна жизни от крыта в этом запрещенном плоде, имя же ему — протоплазма. Это химическое вещест во и есть — не угодно ли видеть? — доселе ускользавший от ученых биологов «прин цип» или жизненная сила: ergo* «жизнь есть свойство протоплазмы». И так это все просто, и естественно, и мило, что нам оста ется лишь добродушно посмеяться над глу постью, как собственною, так и наших праотцов, бредивших о какой-то душе, духе и подобных антинаучных предметах. Так прокричим же ура! «Нет бога кроме прото плазмы, и Гекели пророк его!» Теперь им остается только выдумать биометр для из мерения кубического содержания души и духа, и современная наука может спокойно опочить на заслуженных лаврах... Но что делает во время такого преподне сения ей атеистом самозарождающегося космоса образованная публика? Публика кланяется, умиляется и благодарит. На то и авторитет науки, чтобы держать профанов естествознания в повиновении и страхе. Публика тут уж ровно ничего не понимает; но, чем менее она понимает, тем более ра стет ее уважение к науке. Так приказало-де начальство... Кому же лучше знать? Началь ство запретило верить в факты, в «глас на рода», в душу и бессмертие человека; ну, * следовательно (лат.). вот те, что посмирнее, и лезут в амбицию, туда же за грозною наукой, и слушают ее... О милая, легковерная публика! Как часто она нам напоминает шотландскую бабушку одного молодого моряка, который, желая занять и развлечь ее, рассказывал ей о чу десах, виденных им во время кругосветного плавания. Не успел внучек упомянуть ей о красивых летучих рыбах Красного Моря, как старая леди гневно прервала его «не позволительную ложь»: — Где же, когда и кем видано, чтобы сотворенная для плаванья в воде рыба — летала! Зато когда, круто свернув со столбовой дороги фактов, внук стал забавлять было рассвирепевшую бабку описанием виденно го им самим остова кита, проглотившего Иону, то набожная старушка, умилившись, заметила со слезами на глазах: — Вот это совсем другое дело, мой дру жок! Это факт всем хорошо известный... Как жаль, что ты не привез мне кусочка косточки кита на память! Вообще всякая публика горазда отплевы ваться от мошки, чтобы затем добровольно проглотить слона... Наша оправдательная и защитительная речь кончена. Пусть решит беспристрастно читатель, что из двух составляет худший абсурд: вера ли в трансцендентальную в человеке силу, в медиумические явления, и даже в колдунов, их двойников и ча ры, так как мы верим в них; или же вера в волшебный «космос-курицу», за родившийся в самом себе и вылупившийся из собственного им же снесенного яичка. Мы приглашаем неверующих в Индию, особенно в Мадрасское президентство, на «Голубые Горы». Пусть они поживут там несколько месяцев и познакомятся с «зага дочными племенами» Нильгири, главное, с муллу-курумбами. Пусть познакомятся со старожилами и войдут в их доверие, потому что иначе страх современной науки и пуб личного мнения зажмет рот даже старожи лам, с весьма малыми исключениями. А за тем, вернувшись из Индии в Европу, пусть скептики отвергают, если могут, действи тельность колдовства и его чар... Но «Голубые Горы» представляют и кро ме колдовства много заманчивого для путе шественника. Когда настанет тот счастли вый час, если ему когда-нибудь суждено настать, что наши друзья с туманных бере гов «предательского», а потому и вечно по дозревающего Альбиона перестанут усмат ривать в каждом невинном русском путе шественнике, начиная с ученого академика и кончая гешефствующим жидом, опасного политического шпиона, то, быть может, и русские начнут тогда появляться чаще в Индии, нежели они появлялись до сей поры. Тогда заглянут, вероятно, и отечественные натуралисты в описанную нами горную Фи- ваиду. Мы совершенно уверены, что для этнолога, географа и филолога, не говоря ничего о психологах, наши «Голубые Горы», или, как их здесь зовут, Нильгирийские холмы, окажутся неисчерпаемым кладом для научных исследований каждого специа листа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2