Сибирские Огни № 003 - 1990

образом, и в голову не приходит вся неле­ пость сопоставления их «химико-физической теории» жизни, с их двумя главными аксио­ мами отрицания, которые так диаметраль­ но противоречат ей: а именно: 1) с теорией вечного движения и 2) теорией произволь­ ного зарождения. «Теория первая— они «ас учат — немыс­ лима; вторая — абсурд. Произвольное за­ рождение не было еще доказано наукой, ни в одном случае». Но что же такое их «космос материи в движении», как не прямое представление вечного движения? Разве это не perpetuum mobile «глупых», по их мнению, поэтому и видевших глупые сны, средневековых алхи­ миков? А их химико-физическая теория о жизни? Разве это не другое название, для произвольного зарождения, величаемого ими «абсурдом»? Выходит, что наша современная наука просто-напросто села на мель. А сев, при­ нялась выдумывать спасательные теории; затем и придумала фантастическую машину в вечном движении, без начала, как и без конца,— машину, к тому же, которая, види­ мо, изобрела себя и сама собою дала себе импульс: хотя ее способность движения без начала в вечности, как и время, когда был ею дан этот первый импульс, должны заставить математиков сильно призадуматься... Но в глазах науки это безделица. Коль скоро уче­ ные открыли в бездонной пропасти своего молекулярного мозгового пространства та­ кую машину, остальное не представляет ни­ какого затруднения. Собрав ее по частям, наш ученый атеист представляет свою чуд­ ную, самоизобретенную, «космос-машину» публике и просит поверить ему на слово, что она, вдобавок, снесла самовылупляю- щееся же яичко... У биологов это зовется «доказанным и не­ опровержимым фактом науки», последним плодом их древа познания. Тайна жизни от­ крыта в этом запрещенном плоде, имя же ему — протоплазма. Это химическое вещест­ во и есть — не угодно ли видеть? — доселе ускользавший от ученых биологов «прин­ цип» или жизненная сила: ergo* «жизнь есть свойство протоплазмы». И так это все просто, и естественно, и мило, что нам оста­ ется лишь добродушно посмеяться над глу­ постью, как собственною, так и наших праотцов, бредивших о какой-то душе, духе и подобных антинаучных предметах. Так прокричим же ура! «Нет бога кроме прото­ плазмы, и Гекели пророк его!» Теперь им остается только выдумать биометр для из­ мерения кубического содержания души и духа, и современная наука может спокойно опочить на заслуженных лаврах... Но что делает во время такого преподне­ сения ей атеистом самозарождающегося космоса образованная публика? Публика кланяется, умиляется и благодарит. На то и авторитет науки, чтобы держать профанов естествознания в повиновении и страхе. Публика тут уж ровно ничего не понимает; но, чем менее она понимает, тем более ра­ стет ее уважение к науке. Так приказало-де начальство... Кому же лучше знать? Началь­ ство запретило верить в факты, в «глас на­ рода», в душу и бессмертие человека; ну, * следовательно (лат.). вот те, что посмирнее, и лезут в амбицию, туда же за грозною наукой, и слушают ее... О милая, легковерная публика! Как часто она нам напоминает шотландскую бабушку одного молодого моряка, который, желая занять и развлечь ее, рассказывал ей о чу­ десах, виденных им во время кругосветного плавания. Не успел внучек упомянуть ей о красивых летучих рыбах Красного Моря, как старая леди гневно прервала его «не­ позволительную ложь»: — Где же, когда и кем видано, чтобы сотворенная для плаванья в воде рыба — летала! Зато когда, круто свернув со столбовой дороги фактов, внук стал забавлять было рассвирепевшую бабку описанием виденно­ го им самим остова кита, проглотившего Иону, то набожная старушка, умилившись, заметила со слезами на глазах: — Вот это совсем другое дело, мой дру­ жок! Это факт всем хорошо известный... Как жаль, что ты не привез мне кусочка косточки кита на память! Вообще всякая публика горазда отплевы­ ваться от мошки, чтобы затем добровольно проглотить слона... Наша оправдательная и защитительная речь кончена. Пусть решит беспристрастно читатель, что из двух составляет худший абсурд: вера ли в трансцендентальную в человеке силу, в медиумические явления, и даже в колдунов, их двойников и ча­ ры, так как мы верим в них; или же вера в волшебный «космос-курицу», за­ родившийся в самом себе и вылупившийся из собственного им же снесенного яичка. Мы приглашаем неверующих в Индию, особенно в Мадрасское президентство, на «Голубые Горы». Пусть они поживут там несколько месяцев и познакомятся с «зага­ дочными племенами» Нильгири, главное, с муллу-курумбами. Пусть познакомятся со старожилами и войдут в их доверие, потому что иначе страх современной науки и пуб­ личного мнения зажмет рот даже старожи­ лам, с весьма малыми исключениями. А за­ тем, вернувшись из Индии в Европу, пусть скептики отвергают, если могут, действи­ тельность колдовства и его чар... Но «Голубые Горы» представляют и кро­ ме колдовства много заманчивого для путе­ шественника. Когда настанет тот счастли­ вый час, если ему когда-нибудь суждено настать, что наши друзья с туманных бере­ гов «предательского», а потому и вечно по­ дозревающего Альбиона перестанут усмат­ ривать в каждом невинном русском путе­ шественнике, начиная с ученого академика и кончая гешефствующим жидом, опасного политического шпиона, то, быть может, и русские начнут тогда появляться чаще в Индии, нежели они появлялись до сей поры. Тогда заглянут, вероятно, и отечественные натуралисты в описанную нами горную Фи- ваиду. Мы совершенно уверены, что для этнолога, географа и филолога, не говоря ничего о психологах, наши «Голубые Горы», или, как их здесь зовут, Нильгирийские холмы, окажутся неисчерпаемым кладом для научных исследований каждого специа­ листа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2