Сибирские Огни № 003 - 1990
ляться от физического тела и проявлять се бя независимо от физических органов... Вот что мы думаем теперь, нисколько, впрочем, не называя, как то делают наши ученые, своих предположений и умозаклю чений последним словом нашей науки, как и не выставляя их непогрешимыми. Только следя за наукой и часто весьма изумитель ными парадоксами ее избранных жрецов, мы чувствуем за собою такое же право, как и они, довольствоваться собственными выво дами и утверждать, что наши гипотезы ни чуть не слабее их собственных. Доказа тельством этому служит то, что они мечут ся, как угорелые, между рогами созданных ими самими, и как мы это тотчас докажем, совершенно безвыходных дилемм. Через несколько лет, когда такие случаи двойников и привидений станут доказанны ми в физиологии фактами, благодаря одно му лагерю ученых, что тогда скажет другой лагерь— ярые материалисты? Какой отпор они придумают фактам? Как ответят они или объяснят то, что при их настоящем взгляде и успехах в биологии, откуда они изгоняют все, кроме протоплазмы, останется совершенно необъяснимым? Заставить их включить душу человека в каталог ученых терминов, конечно, трудно. А вот «двойника» — так им наверное при дется еще анализировать. Само собою разу меется, что они выйдут из затруднения, объявив, что «двойник» вовсе еще не дока зывает бессмертия души, что если он и есть, то это лишь показывает, что на этой земле все-таки умирает только физическое тело человека, которое, быть может, и су ществует еще несколько времени в своем астральном или эфирном виде. Это, напри мер, всякий биолог готов будет сделать; даже не отбрасывая своего чисто материа листического воззрения на человека, когда неведомое ему теперь (и поэтому считаемое им несуществующим, невозможным) станет ему известным, он признает его вполне воз можным, даже совершенно естественным. Ввиду именно такой возможности, мы и со ветуем ученым биологам приготовиться. Сделать это не трудно. Биологу только сто ит сбросить с себя мантию непогрешимости, отрешиться от своего заносчивого поп mussumus*, покаяться перед фактами и сми риться перед неизбежным. Если ему так приятна мысль считать себя после смерти на одном уровне с дохлою крысой или за мученною им на вивисекции собакой, то он может смириться и подчиниться, нисколько не веруя для этого в бессмертный дух че ловека, а просто допуская, как сказано, продолжение его сознательной (или иначе) посмертной жизни в полуматериальной обо лочке. Пусть биолог только покается, со знавшись, что он ровно ничего не знает о тайнах жизни и смерти и что он доселе от вергал то, о чем он положительно находился в таком же неведении, в каком находится всякий папуа касательно протоплазмы!.. Готов ли материалист на такое покаяние? Есть, впрочем, великие ученые, которые не однократно заявляли всенародно свое неве жество касательно первопричинности атома и даже самого его существования, например, Тиндаль, Конт, Бальфур Стюарт и даже сам великий Гекели. Но такие минуты ге* невозможнейшего (лат.) 170 роической честности не мешают остальным ученым, и даже этому самому Гекели, спеку лировать насчет «жизненного принципа» и, зная еще так мало о физической машине че ловека, делать выводы и заключения о -на чале человека, о первобытном атоме, о жиз ненном принципе и тому подобных бездели цах. Нам кажется, что они сделали бы умнее, изучая все явления, все феномены жизни и смерти, не пренебрегая -ни одним, даже из области самого глупого, по их мнению, суе верием. Если только единодушное показание достаточного числа свидетелей, разумных и беспристрастных, доказывает биологу-мате- риалисту, что собранные факты о «двойни ках» живых людей (и даже о привидениях умерших) не могут быть всегда объясняе мы «случайностью» и «совпадением», то нам кажется, что прямая обязанность ученых исследовать даже колдунов и привидения. Посмотрим, однако, на чем основано их почти обшее предубеждение против сущест вования души и духа в человеке и, стало быть, против его двойника. В заключение мы ставим биологам, имен но тем, что отрицают все вне м-атерии, пря мой вопрос: что и сколько они знают, на пример, о жизненной силе или принципе? Ответ нетруден: ровно ничего. Но они учат о нем, невзирая на свое невежество; и вот что именно учат: Всем известно, что этот «принцип» — та инственный, загадочный, невидимый и -нео сязаемый, ускользающий от всех наблюде ний точных -наук, дается им пока в руки столько же, сколько эликсир жизни, -над ко торым они еще до сих пор смеются, давался в руки средневековым алхимикам. Все так хорошо знают, что их математики не успели открыть его, в известных им измерениях пространства; что их физики напрасно го нялись за ним в области ускользающих от них атомов; а химики -не нашли его еще по ка ни в одной из знакомых им молекуляр ных комбинаций... Но такой неуспех весьма мало смущает их. Они прямо отвергают существование жизненной силы вне материи, или даже в относительной независимости от нее; и на наш вопрос: «так где же она, что такое, наконец, этот пресловутый прин цип, по их мнению?»— отвечают нам, указы вая на протоплазму!! Биология, наука жизни, по нашему сми ренному мнению, величайший парадокс сов ременной науки. Это чванный апофеоз соб ственному невежеству, памятник мифу, на котором профессор Гекели и построил свою великую репутацию, объясняя протоплазмой все явления, как и все тайны жизни и смер ти. Взглянем, как ловко биологи объясняют нам этот вопрос. Разве физика,— говорят они нам,— не доказала всему ученому ми ру, что во вселенной не существует ничего, кроме материи в движении; химия,— что протоплазма именно и есть эта материя, а биология,— что жизненный принцип или си ла, только один из способов или функций этого вездесущего божества материи, в ее состоянии, как perpetuum mobile? Этот аргумент, повторяемый на все лады знаменитейшими учеными, напоминает нам логику великого российского мыслителя, Козьмы Пруткова. Нашим изобретателям «химико-физической теории жизни», таким
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2