Сибирские Огни № 003 - 1990

тока *на расстоянии, не имеет права крити­ ковать веру в колдовство. Но дело не в названии, а в неоспоримой тождественности изучаемых нами явлений. Ученые, дующиеся на Психическое Об­ щество, ноне смеющее идти открыто против стольких собратий, явно презирающих спи­ ритуализм и зовущих теософов «неолунати­ ками» (попросту сумасшедшими), объясня­ ют- свои враждебные чувства ко всему от­ влеченному тем, что точные, математические науки не принимают ничего на веру, отвер­ гая существование всего, что не может быть проверено при помощи научных аппаратов одним из наших пяти чувств, и пр. и пр. На это мы могли бы ответить многое. Мы м-огли бы, например, заметить им, что ведь принимают же они на веру эфир простран­ ства, вещество, ускользающее от наблюде­ ния нашими чувствами, гораздо более любо­ го на сеансе духа. Но они положили верить в светоносный эфир, потому что никакие усилия их воображения не могли вырабо­ тать ничего лучшего этой гипотезы, объяс­ няющей явление света, а их научные заклю­ чения касательно этого самого «света» на основании физики?.. Давно ли они пришли к ним? Еле прошло несколько лет с того времени, как счастливая мысль, что свет и есть качество этого самого гипотетического эфира и зависит от его вибраций, озарила их головы, но зато и перевернула вверх дном все их прежние атомистические теории о свете... Мир состоит не из одних атомов, и сами же ученые, как это всем известно, должны были определить материи второстепенное место, а силе, о которой они тоже ничего не знают,— первое. Если ученые находят ло­ гичным и в гармонии с духом индуктивных наук верить в эфир пространства и в закон тяготения, зачисляя эти невидимые, неося­ заемые вещества и силу в каталог естество­ знания, то почему же им этого не сделать и в отношении к душе человека? Но они отка­ зываются допустить такую ересь, как душа, и отвертываются даже от полуматериально- го призрака, который мы называем «двой­ ником». Если обе вышеупомянутые гипоте­ зы возникли вследствие длинного ряда впол­ не доказанных и неопровержимых ¡научных фактов, обязанных открытием индуктивному способу, то ведь все-таки сами они, невзи­ рая на все заключения, не более как гипо­ тезы. Правильность заключения в силлогиз­ ме отнюдь ¡не доказывает правильности первой посылки. Душа заявляла, не менее эфира и тяготения, свое присутствие и су­ ществование со времен первого человека; а двойник, как это доказывают 3000 констати­ рованных Психическим Обществом явлений, заявляет себя не менее объективно, чем «лучистая материя», четвертое состояние материи, так недавно еще осмеянное гг. уче­ ными. Как эта материя может быть сделана видимою для всех лишь вследствие извест­ ных комбинаций газов и электричества, так и «двойник» может быть усматриваем толь­ ко при известных психофизиологических ус­ ловиях. Как бы там ни было, а если не удаст­ ся доказать, что, как все 3000 помянутых случаев, так и показания спиритов, а вместе с ними и ученые наблюдения химика Кру­ ка над двойником «Katie King» — один обман и галлюцинация, то ведь придется же, volens nolens*, ученым призаняться и «привидениями». Вследствие всего этого мы и говорим: ес­ ли суровый закон индукции дозволяет по­ следователям точных наук, вследствие виб­ раций света до упавшего яблока, предпола­ гать, а теперь и возводить на высоту непре­ ложной истины существование, как эфира, так и закона тяготения, то почему бы им и не допустить, хотя бы тоже пока под видом гипотезы, не только «двойник», но и самую душу человека? Неужели проявления души менее очевидны, ¡нежели эфир пространства и тяготение, а сама душа еще осязаемее или гипотетичнее последних? Если ученые имеют основание назначать светоносному, и для них все еще гипотетическому, эфиру роль физической души макрокосма (нашей сол­ нечной системы или их мира), существова­ ние которой заявляется ее явлениями света, тепла и пр., то и мы имеем такое же, если не гораздо большее, основание относить к существованию души, которая есть свето­ носный эфир микрокосма, или человека, все наши, так правильно названные «душевные» проявления... Если нам на это возразят, что одно при­ надлежит физическому миру, а стало быть и подлежит точным наукам, а другое — к миру отвлеченностей и есть прямое достоя­ ние метафизики, не допускаемой материа­ листами в разряд их наук, то мы напомним ученым, что такое разделение есть дело их же умов. Но не природа, а они сами начер­ тили такую разделяющую линию; да и на- чертили-то они ее, не имея на это ни осно­ вания, ¡ни права. Разве они знают, что такое материя, что не-материя, позволяя себе так своевольно распоряжаться в области приро­ ды? Готовы ли они сказать нам, где конча­ ется вещество и где начинается чисто ду­ ховная область, или даже то, что они теперь величают «силой», произнося это слово, как попугай, не понимая сами значения приду­ манного ими термина? Впрочем, пусть они называют вещи какими угодно именами, но пусть только перестанут уверять публику, что их световой эфир, например, менее ги­ потетичен, нежели отвергаемая ими душа в человеке. Этим они только морочат добрых людей, подают им камень вместо хлеба и бросают их прямо в объятия грубого суеве­ рия. Когда, благодаря усилиям более благора­ зумных и честных их собратий, реальность «двойника», или той внутренней и во всех нормальных проявлениях нашего повседнев­ ного существования невидимой оболочки души, в которую мы верим, станет доказан­ ным в науке физиологии явлением, тогда все мы, вероятно, узнаем что-нибудь более о ве­ ществе этого призрака. Но до тех пор нам остается довольствоваться тем, что мы зна­ ем (или думаем, что знаем, что опять-таки равняется положению ученых) об этом по- луматериальном существе. Пока мы полага­ ем, что двойник есть внутренняя тень чело­ века, отражающая его в свете души, как тень земная отражает его фигуру в свете солнечном ¡наружно; что эта тень остается обыкновенно невидимою и неосязательною; но что вследствие душевного сотрясения или желания, полного разгара страстей большой опасности, эта тень может отде- * волей-неволей (лат.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2