Сибирские Огни № 003 - 1990
тока *на расстоянии, не имеет права крити ковать веру в колдовство. Но дело не в названии, а в неоспоримой тождественности изучаемых нами явлений. Ученые, дующиеся на Психическое Об щество, ноне смеющее идти открыто против стольких собратий, явно презирающих спи ритуализм и зовущих теософов «неолунати ками» (попросту сумасшедшими), объясня ют- свои враждебные чувства ко всему от влеченному тем, что точные, математические науки не принимают ничего на веру, отвер гая существование всего, что не может быть проверено при помощи научных аппаратов одним из наших пяти чувств, и пр. и пр. На это мы могли бы ответить многое. Мы м-огли бы, например, заметить им, что ведь принимают же они на веру эфир простран ства, вещество, ускользающее от наблюде ния нашими чувствами, гораздо более любо го на сеансе духа. Но они положили верить в светоносный эфир, потому что никакие усилия их воображения не могли вырабо тать ничего лучшего этой гипотезы, объяс няющей явление света, а их научные заклю чения касательно этого самого «света» на основании физики?.. Давно ли они пришли к ним? Еле прошло несколько лет с того времени, как счастливая мысль, что свет и есть качество этого самого гипотетического эфира и зависит от его вибраций, озарила их головы, но зато и перевернула вверх дном все их прежние атомистические теории о свете... Мир состоит не из одних атомов, и сами же ученые, как это всем известно, должны были определить материи второстепенное место, а силе, о которой они тоже ничего не знают,— первое. Если ученые находят ло гичным и в гармонии с духом индуктивных наук верить в эфир пространства и в закон тяготения, зачисляя эти невидимые, неося заемые вещества и силу в каталог естество знания, то почему же им этого не сделать и в отношении к душе человека? Но они отка зываются допустить такую ересь, как душа, и отвертываются даже от полуматериально- го призрака, который мы называем «двой ником». Если обе вышеупомянутые гипоте зы возникли вследствие длинного ряда впол не доказанных и неопровержимых ¡научных фактов, обязанных открытием индуктивному способу, то ведь все-таки сами они, невзи рая на все заключения, не более как гипо тезы. Правильность заключения в силлогиз ме отнюдь ¡не доказывает правильности первой посылки. Душа заявляла, не менее эфира и тяготения, свое присутствие и су ществование со времен первого человека; а двойник, как это доказывают 3000 констати рованных Психическим Обществом явлений, заявляет себя не менее объективно, чем «лучистая материя», четвертое состояние материи, так недавно еще осмеянное гг. уче ными. Как эта материя может быть сделана видимою для всех лишь вследствие извест ных комбинаций газов и электричества, так и «двойник» может быть усматриваем толь ко при известных психофизиологических ус ловиях. Как бы там ни было, а если не удаст ся доказать, что, как все 3000 помянутых случаев, так и показания спиритов, а вместе с ними и ученые наблюдения химика Кру ка над двойником «Katie King» — один обман и галлюцинация, то ведь придется же, volens nolens*, ученым призаняться и «привидениями». Вследствие всего этого мы и говорим: ес ли суровый закон индукции дозволяет по следователям точных наук, вследствие виб раций света до упавшего яблока, предпола гать, а теперь и возводить на высоту непре ложной истины существование, как эфира, так и закона тяготения, то почему бы им и не допустить, хотя бы тоже пока под видом гипотезы, не только «двойник», но и самую душу человека? Неужели проявления души менее очевидны, ¡нежели эфир пространства и тяготение, а сама душа еще осязаемее или гипотетичнее последних? Если ученые имеют основание назначать светоносному, и для них все еще гипотетическому, эфиру роль физической души макрокосма (нашей сол нечной системы или их мира), существова ние которой заявляется ее явлениями света, тепла и пр., то и мы имеем такое же, если не гораздо большее, основание относить к существованию души, которая есть свето носный эфир микрокосма, или человека, все наши, так правильно названные «душевные» проявления... Если нам на это возразят, что одно при надлежит физическому миру, а стало быть и подлежит точным наукам, а другое — к миру отвлеченностей и есть прямое достоя ние метафизики, не допускаемой материа листами в разряд их наук, то мы напомним ученым, что такое разделение есть дело их же умов. Но не природа, а они сами начер тили такую разделяющую линию; да и на- чертили-то они ее, не имея на это ни осно вания, ¡ни права. Разве они знают, что такое материя, что не-материя, позволяя себе так своевольно распоряжаться в области приро ды? Готовы ли они сказать нам, где конча ется вещество и где начинается чисто ду ховная область, или даже то, что они теперь величают «силой», произнося это слово, как попугай, не понимая сами значения приду манного ими термина? Впрочем, пусть они называют вещи какими угодно именами, но пусть только перестанут уверять публику, что их световой эфир, например, менее ги потетичен, нежели отвергаемая ими душа в человеке. Этим они только морочат добрых людей, подают им камень вместо хлеба и бросают их прямо в объятия грубого суеве рия. Когда, благодаря усилиям более благора зумных и честных их собратий, реальность «двойника», или той внутренней и во всех нормальных проявлениях нашего повседнев ного существования невидимой оболочки души, в которую мы верим, станет доказан ным в науке физиологии явлением, тогда все мы, вероятно, узнаем что-нибудь более о ве ществе этого призрака. Но до тех пор нам остается довольствоваться тем, что мы зна ем (или думаем, что знаем, что опять-таки равняется положению ученых) об этом по- луматериальном существе. Пока мы полага ем, что двойник есть внутренняя тень чело века, отражающая его в свете души, как тень земная отражает его фигуру в свете солнечном ¡наружно; что эта тень остается обыкновенно невидимою и неосязательною; но что вследствие душевного сотрясения или желания, полного разгара страстей большой опасности, эта тень может отде- * волей-неволей (лат.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2