Сибирские Огни № 003 - 1990
зация того самого осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим! Если это бы ло так, то, по нашим теориям, последнее яв ление было эмблематическим отражением присутствующих. То же происходит и во Франции и в Анг лии. Покаявшийся, умерший на кресте раз бойник, воплотившись в сапожника-спирита, узнает своего товарища «непокаявшегося» в маркизе Сен-Жерменского предместья, тоже спирите. Маркизу такое публичное призна ние не понравилось, и он дал «первому раз бойнику» затрещину. Обоих отправили в по лицию. В Европе и в Америке более двадцати миллионов спиритов и спиритуалистов, лю дей более или менее образованных. Первые верят, что Людовик XV воплощен ныне в мадам Бабелей, их парижском медиуме, а покойный Алан Кардек собственноручно ве дет счетные книги «Спиритического Общест ва»; что бабушка г. А. сделалась его мень шим сыном, а сам г. А. может воплотиться в короля на Юпитере. Спиритуалисты же, отвергая доктрину реинкарнации, верят в умерших, не разнящихся ничем от живых; в загробную жизнь духа нетленного на лад жизни земной; что духи умерших отправля ются жить в страну где-то среди Млечного Пути, где они едят, спят и женятся и чуть ли не играют в винт. Всеми такими бреднями, именуемыми у спиритов «философией», человечество обя зано ученым. Настаивая на том, что все факты медиумизма и феномены спиритиз м а— один обман или галлюцинация, они за ставили образованные массы следовать вле чению ума и сердца неудовлетворенных все- разбивающею наукой и удовольствоваться одною обманчивою наружною стороной яв лений. Вытесняя систематически из среды человечества мысль даже об отвлеченном божестве и убивая в нем всякую веру в бессмертный дух человека, современная нау ка собственноручно толкнула алчущих и жаждущих веры в жизнь загробную, прямо в идолопоклонство. Теперь поправлять зло уже поздно. Вера в богов, теней человечест ва, в лярв древних римлян, часто в собст венный двойник, отражающий образы, соз данные если не памятью, то воображением в полумраке спиритических сеансов, сдела лась теперь религией. Только теософы сме ло разоблачают «духов», срывая с них иног да сознательные, чаще бессознательные мас ки. Несмотря на эту прямую помощь науке, теософы получают такой же отпор от ее жрецов, как и спириты. Большинство уче ных все еще отворачивается от нежеланных фактов: только меньшинство спохватилось, основав «Психическое Общество» ученых ис следователей. Эти допускают идею, что в человеческой машине есть, быть может, две лицевые сто роны: телесная и духовная. Их ересь против положительной науки дошла до того, что они даже соглашаются с ведантистами, что тело — не более как подкладка души, ее «ножны», нечто вроде земного мундира, ко торый, как забрало, кольчуга и латы средне вековых рыцарей, скрывает настоящего че ловека С. головы до ног. Многие из них вполне убедились, что при особенных психо физиологических условиях этот человек, то есть оригинал, может отделяться от своей телесной скорлупы и явиться воочию, «объ ективно на несколько минут людям до и после смерти... Воистину, знамение времени! Шарко с его сотнями последователей в Париже! Психи ческое общество — с его тысячами в Лон доне! Эти ученые, из коих некоторые верят еще пока в «привидения», держат себя, од нако, в отношении к спиритам хотя и лас ково, но на расстоянии, желая внушить им, как и нам, чувство своего превосходства. Разница между нами действительно огром ная. То, что мы по простоте душевной зо вем «колдовством» и «глазом», они именуют «зловредным психическим влиянием». Оно, положим, и звучит как-то нежнее (хотя и понятнее), кажется и ученее и внушитель нее. Но ведь, право, называя дворняжку львом, мы ее этим не превратим в царя пу стыни, а останется она для всех зрячих тою же шавкой. Вся разница между нами только в терминах: наши названия, хотя народные, зато понятные; а их — то, что русские ба рышни в губерниях зовут экивоком, да «жалкими словами». Как уже заявлено, мно гие психисты принадлежат и к нашему об ществу. Но, сознаваясь в этом открыто, как частные лица, часто пользуясь нашею по мощью и объяснениями, так «члены ученого Общества», психические исследователи вряд- ли сознаются в этом, предпочитая надевать на наши вульгарные, но зато веем понятные названия, «фальшивые носы» из греческого и латинского лексиконов. Вот наглядный пример: Недавно, а именно в конце июля, в гости ной мистрисс Т..., приятельницы «О. К.» (О. А. Новиковой), собралось человек трид цать ученых и аристократов. Сэр А. Ф... рассказывал мне во всеуслышаяие и даже похвалялся о своем фатальном даре убивать людей на расстоянии и одною недоброю мыслью. Он назвал в присутствии ученых профессоров-психистов несколько хорошо известных в лондонском обществе лиц, ко торых он, к своему сожалению, умертвил нечаянно только потому, что, рассердясь, пожелал им «нехорошего». В трех различ ных случаях приятели скептики делали с ним опыты и убедились в его силе. Одна молодая, здоровая и очень красивая дама лучшего общества, которую он тут же и назвал, желая помешать ему быть выбран ным в парламент, стала клеветать на него. Узнав об этом, он воскликнул в ярости: «Женщина, обладающая таким ядовитым языком, достойна смерти!» По собранным справкам, она в тот же день заболела, а че рез месяц умерла. — Да это чистое колдовство, черная ма гия, по-нашему! — воскликнула я в негодо вании.— Это ужасно!.. — Извините,— учтиво перебил меня сидя щий возле меня кембриджский профессор- «психист»,— мы не верим в Европе в кол довство, тем менее — в магию... Если это было так, как сэр А. рассказывает, а у нас записано много таких случаев, то мы назы ваем такое действие на расстоянии зловред ным психическим током, действующим напо добие месмерических токов... Разучившаяся в Индии великосветским манерам, я чуть было не расхохоталась почетному профессору в лицо. Английский ученый, верящий в возмож ность действия зловредного психического
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2