Сибирские Огни № 003 - 1990

зация того самого осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим! Если это бы­ ло так, то, по нашим теориям, последнее яв­ ление было эмблематическим отражением присутствующих. То же происходит и во Франции и в Анг­ лии. Покаявшийся, умерший на кресте раз­ бойник, воплотившись в сапожника-спирита, узнает своего товарища «непокаявшегося» в маркизе Сен-Жерменского предместья, тоже спирите. Маркизу такое публичное призна­ ние не понравилось, и он дал «первому раз­ бойнику» затрещину. Обоих отправили в по­ лицию. В Европе и в Америке более двадцати миллионов спиритов и спиритуалистов, лю­ дей более или менее образованных. Первые верят, что Людовик XV воплощен ныне в мадам Бабелей, их парижском медиуме, а покойный Алан Кардек собственноручно ве­ дет счетные книги «Спиритического Общест­ ва»; что бабушка г. А. сделалась его мень­ шим сыном, а сам г. А. может воплотиться в короля на Юпитере. Спиритуалисты же, отвергая доктрину реинкарнации, верят в умерших, не разнящихся ничем от живых; в загробную жизнь духа нетленного на лад жизни земной; что духи умерших отправля­ ются жить в страну где-то среди Млечного Пути, где они едят, спят и женятся и чуть ли не играют в винт. Всеми такими бреднями, именуемыми у спиритов «философией», человечество обя­ зано ученым. Настаивая на том, что все факты медиумизма и феномены спиритиз­ м а— один обман или галлюцинация, они за­ ставили образованные массы следовать вле­ чению ума и сердца неудовлетворенных все- разбивающею наукой и удовольствоваться одною обманчивою наружною стороной яв­ лений. Вытесняя систематически из среды человечества мысль даже об отвлеченном божестве и убивая в нем всякую веру в бессмертный дух человека, современная нау­ ка собственноручно толкнула алчущих и жаждущих веры в жизнь загробную, прямо в идолопоклонство. Теперь поправлять зло уже поздно. Вера в богов, теней человечест­ ва, в лярв древних римлян, часто в собст­ венный двойник, отражающий образы, соз­ данные если не памятью, то воображением в полумраке спиритических сеансов, сдела­ лась теперь религией. Только теософы сме­ ло разоблачают «духов», срывая с них иног­ да сознательные, чаще бессознательные мас­ ки. Несмотря на эту прямую помощь науке, теософы получают такой же отпор от ее жрецов, как и спириты. Большинство уче­ ных все еще отворачивается от нежеланных фактов: только меньшинство спохватилось, основав «Психическое Общество» ученых ис­ следователей. Эти допускают идею, что в человеческой машине есть, быть может, две лицевые сто­ роны: телесная и духовная. Их ересь против положительной науки дошла до того, что они даже соглашаются с ведантистами, что тело — не более как подкладка души, ее «ножны», нечто вроде земного мундира, ко­ торый, как забрало, кольчуга и латы средне­ вековых рыцарей, скрывает настоящего че­ ловека С. головы до ног. Многие из них вполне убедились, что при особенных психо­ физиологических условиях этот человек, то есть оригинал, может отделяться от своей телесной скорлупы и явиться воочию, «объ­ ективно на несколько минут людям до и после смерти... Воистину, знамение времени! Шарко с его сотнями последователей в Париже! Психи­ ческое общество — с его тысячами в Лон­ доне! Эти ученые, из коих некоторые верят еще пока в «привидения», держат себя, од­ нако, в отношении к спиритам хотя и лас­ ково, но на расстоянии, желая внушить им, как и нам, чувство своего превосходства. Разница между нами действительно огром­ ная. То, что мы по простоте душевной зо­ вем «колдовством» и «глазом», они именуют «зловредным психическим влиянием». Оно, положим, и звучит как-то нежнее (хотя и понятнее), кажется и ученее и внушитель­ нее. Но ведь, право, называя дворняжку львом, мы ее этим не превратим в царя пу­ стыни, а останется она для всех зрячих тою же шавкой. Вся разница между нами только в терминах: наши названия, хотя народные, зато понятные; а их — то, что русские ба­ рышни в губерниях зовут экивоком, да «жалкими словами». Как уже заявлено, мно­ гие психисты принадлежат и к нашему об­ ществу. Но, сознаваясь в этом открыто, как частные лица, часто пользуясь нашею по­ мощью и объяснениями, так «члены ученого Общества», психические исследователи вряд- ли сознаются в этом, предпочитая надевать на наши вульгарные, но зато веем понятные названия, «фальшивые носы» из греческого и латинского лексиконов. Вот наглядный пример: Недавно, а именно в конце июля, в гости­ ной мистрисс Т..., приятельницы «О. К.» (О. А. Новиковой), собралось человек трид­ цать ученых и аристократов. Сэр А. Ф... рассказывал мне во всеуслышаяие и даже похвалялся о своем фатальном даре убивать людей на расстоянии и одною недоброю мыслью. Он назвал в присутствии ученых профессоров-психистов несколько хорошо известных в лондонском обществе лиц, ко­ торых он, к своему сожалению, умертвил нечаянно только потому, что, рассердясь, пожелал им «нехорошего». В трех различ­ ных случаях приятели скептики делали с ним опыты и убедились в его силе. Одна молодая, здоровая и очень красивая дама лучшего общества, которую он тут же и назвал, желая помешать ему быть выбран­ ным в парламент, стала клеветать на него. Узнав об этом, он воскликнул в ярости: «Женщина, обладающая таким ядовитым языком, достойна смерти!» По собранным справкам, она в тот же день заболела, а че­ рез месяц умерла. — Да это чистое колдовство, черная ма­ гия, по-нашему! — воскликнула я в негодо­ вании.— Это ужасно!.. — Извините,— учтиво перебил меня сидя­ щий возле меня кембриджский профессор- «психист»,— мы не верим в Европе в кол­ довство, тем менее — в магию... Если это было так, как сэр А. рассказывает, а у нас записано много таких случаев, то мы назы­ ваем такое действие на расстоянии зловред­ ным психическим током, действующим напо­ добие месмерических токов... Разучившаяся в Индии великосветским манерам, я чуть было не расхохоталась почетному профессору в лицо. Английский ученый, верящий в возмож­ ность действия зловредного психического

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2