Сибирские Огни № 003 - 1990

яый, порочный человек, может причинить своим субъектам совершенно безнаказанно и верно громадный вред. Направив зара­ женную пороками мысль и силу воли на выбранную им жертву, особенно если она гораздо слабее его, магнетизер может воз­ буждать в «ей какие угодно страсти, при­ вить зародыш любой болезни, наконец, да­ же умертвить ее со временем. Если доказа­ но, что гипнотизаторы овладевают совер­ шенно мышлением субъектов, заставляя их видеть несуществующее, слышать вообра­ жаемое и т. д., что они могут заставить че­ ловека умственно и физически здорового вообразить, что стул есть лошадь, что он садится на нее, скачет, затем, что она по­ несла его и он падает с нее, ломая руки и ноги. Если все это может сделать простой гипнотизатор, то почему же и не сделать этого колдуну? Как мы не раз показывали во время нашего рассказа, разница между гипнотизатором или магнетизером, с одной стороны, и колдуном или природным гипно­ тизатором — с другой, только в количестве и качестве высылаемой ими силы или тока. Если один может действовать так сильно на органы мышления, что способен произвести временное умопомешательство, а другой, на­ правив ток на зараженный орган, вылечит его, произведя благодетельную в нем реак­ цию; то почему же, спрашивается, так не­ мыслимо верить, что колдун также спосо­ бен, направив «змеиный взгляд» (тот же магнетический ток), на который-нибудь из жизненных органов, выбранной им заранее жертвы и безостановочно портя его, убить человека так же, как и зверя? Затем, вот новое доказательство, что раз­ ница между злым, порочным, мстительным магнетизером и колдуном только в имени. Почему, спрашивается, у д-ра Шарко и других ученых, которые убедились в дейст­ вительности «животного магнетизма», как только переменили его название на «гипно­ тизм», если здоровый магнетизер может уде­ лить часть своей жизненной силы (излишек того, о чем медики ничего не знают) своему пациенту, то почему бы ему, наподобие вам­ пира, также и не вытянуть из своей жертвы ее последние силы? Если верить в одно, то нельзя не верить в другое. А раз поверив, или, скорее, убедившись в обеих возможно­ стях, невозможно не признать в колдовстве и действии гипнотизма одной и той врож­ денной в человеке и присущей ему силы. Есть много таких легально доказанных случаев, когда магнетизер учинял преступ­ ления и долгое время безнаказанно совер­ шал такие отвратительные проступки, пред которыми муллу-курумб, «испортивший» ма­ ленького Симпсона, простой шалун, школь­ ник*. Сила воли такого негодяя — то же колдовство, порча, а порочное воображение, те же чары; а если вдобавок одаренный та* Жюль Фавр послал за три года до своей смерти на 20 лет в каторгу итальянца-магнетизе- ра Под предлогом лечения, а иногда и экспери­ ментов, негодяй, выбирая девушек из богатых домов, приводил их в состояние полного транса, подчинял своей воле, а затем заставлял их об­ крадывать родных в свою пользу и затем забы­ вать совершенное. Вдобавок, он приказывал им делать ночные визиты в дом и комнату, которую он занимал, где он и бесчестил их. кою силой человек власть имеет направлять на темные дела двойника, либо собственно­ го, либо своей жертвы, то чем же он отли­ чается от муллу-курумба? Зло, на которое он способен, может в таком случае принять положительно грандиозные размеры явле­ ний средних веков: «луденских бесноватых» или «салемских ведьм» пуританской памяти в летописях Новой Англии. Вследствие полного неведения науки о том, что такое «жизненная сила», что воз­ буждает ее проявление и что заставляет ее бесследно исчезать, а поэтому и токов или силы животного магнетизма, мы протестуем против решений науки в таких вопросах. Не изучив силы, по причине ее неуловимо­ сти и незнания самой ее сути, никто не мо­ жет судить о ее свойствах, функциях, степе­ ни, менее же всего — о ее размерах и могу­ ществе. Мы настаиваем на том, что совре­ менные ученые, физики, химики и биологи, не имеют права называть невеждами и суе­ верными глупцами верующих во многое та­ кое, чего помянутые ученые еще сами не знают, а главное, положительно отказыва­ ются узнать, то есть заняться такими вопро­ сами. Будучи решительно не в состоянии объяснить нам, что такое «жизненная сила», даже в ее принципе, и не имея понятия о ее Протеевских способностях, как могут они требовать от нас повиновения их авторите­ ту или уважения к их решениям в таких случаях? Мы знаем одно; эта сила грозит не только развенчать их материю, но и залить весь земной шар волной суеверного безумия, если наука не построит вовремя крепких плотин; а пока ученые этого не сделают, мы отрицаем требуемое ими право сидеть над нами ареопагом. Все затруднение господ, стоящих во главе науки, заключается в опасении, как бы но­ вые учения так или иначе не опрокинули их излюбленной теории материального начала вселенной. Не позволять ни врагу, ни другу, ни своему, ни чужому искать ключа к явле­ ниям жизни и мышления вне тесных рамок физиологических и физических законов — вот главная задача и вся причина упорства против серьезного исследования феноменов спиритизма и прочих суеверий. Суеверия, положим, в отношении ко всем таким таин­ ственным явлениям есть достаточный про­ цент; но кто же в этом виноват? Все те же ученые. Видя, что их излюбленный метод никогда не может привести к полному реше­ нию проблем, как внутренней, так и внешней жизни, общество, получая постоянно отпор и одни отрицания фактов, которые для не­ го сделались давно неоспоримою действи­ тельностью, наконец, весьма естественно взбунтовалось. Оно само стало искать реше­ ния задач, и судя поверхностно, как то де­ лают массы вообще, оно, конечно, искало, вкривь и вкось, пока не доискалось и не вышло из этого умопомрачения и сумбура. Нам передавали лица из Петербурга, что еще недавно на сеансах спиритического кружка в Царском Селе являлся материа­ лизованный дух пьяницы, который начинал с того, что требовал водки и пил ее. Затем обычною посетительницей этих сеансов бы­ ло жившее несколько лет тому назад «по­ гибшее, но милое создание», какая-то не оставившая и по сие время своих вкусов и привычек куртизанка. Наконец, дело дошло до того, что в кружке появилась материали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2