Сибирские Огни № 003 - 1990
яый, порочный человек, может причинить своим субъектам совершенно безнаказанно и верно громадный вред. Направив зара женную пороками мысль и силу воли на выбранную им жертву, особенно если она гораздо слабее его, магнетизер может воз буждать в «ей какие угодно страсти, при вить зародыш любой болезни, наконец, да же умертвить ее со временем. Если доказа но, что гипнотизаторы овладевают совер шенно мышлением субъектов, заставляя их видеть несуществующее, слышать вообра жаемое и т. д., что они могут заставить че ловека умственно и физически здорового вообразить, что стул есть лошадь, что он садится на нее, скачет, затем, что она по несла его и он падает с нее, ломая руки и ноги. Если все это может сделать простой гипнотизатор, то почему же и не сделать этого колдуну? Как мы не раз показывали во время нашего рассказа, разница между гипнотизатором или магнетизером, с одной стороны, и колдуном или природным гипно тизатором — с другой, только в количестве и качестве высылаемой ими силы или тока. Если один может действовать так сильно на органы мышления, что способен произвести временное умопомешательство, а другой, на правив ток на зараженный орган, вылечит его, произведя благодетельную в нем реак цию; то почему же, спрашивается, так не мыслимо верить, что колдун также спосо бен, направив «змеиный взгляд» (тот же магнетический ток), на который-нибудь из жизненных органов, выбранной им заранее жертвы и безостановочно портя его, убить человека так же, как и зверя? Затем, вот новое доказательство, что раз ница между злым, порочным, мстительным магнетизером и колдуном только в имени. Почему, спрашивается, у д-ра Шарко и других ученых, которые убедились в дейст вительности «животного магнетизма», как только переменили его название на «гипно тизм», если здоровый магнетизер может уде лить часть своей жизненной силы (излишек того, о чем медики ничего не знают) своему пациенту, то почему бы ему, наподобие вам пира, также и не вытянуть из своей жертвы ее последние силы? Если верить в одно, то нельзя не верить в другое. А раз поверив, или, скорее, убедившись в обеих возможно стях, невозможно не признать в колдовстве и действии гипнотизма одной и той врож денной в человеке и присущей ему силы. Есть много таких легально доказанных случаев, когда магнетизер учинял преступ ления и долгое время безнаказанно совер шал такие отвратительные проступки, пред которыми муллу-курумб, «испортивший» ма ленького Симпсона, простой шалун, школь ник*. Сила воли такого негодяя — то же колдовство, порча, а порочное воображение, те же чары; а если вдобавок одаренный та* Жюль Фавр послал за три года до своей смерти на 20 лет в каторгу итальянца-магнетизе- ра Под предлогом лечения, а иногда и экспери ментов, негодяй, выбирая девушек из богатых домов, приводил их в состояние полного транса, подчинял своей воле, а затем заставлял их об крадывать родных в свою пользу и затем забы вать совершенное. Вдобавок, он приказывал им делать ночные визиты в дом и комнату, которую он занимал, где он и бесчестил их. кою силой человек власть имеет направлять на темные дела двойника, либо собственно го, либо своей жертвы, то чем же он отли чается от муллу-курумба? Зло, на которое он способен, может в таком случае принять положительно грандиозные размеры явле ний средних веков: «луденских бесноватых» или «салемских ведьм» пуританской памяти в летописях Новой Англии. Вследствие полного неведения науки о том, что такое «жизненная сила», что воз буждает ее проявление и что заставляет ее бесследно исчезать, а поэтому и токов или силы животного магнетизма, мы протестуем против решений науки в таких вопросах. Не изучив силы, по причине ее неуловимо сти и незнания самой ее сути, никто не мо жет судить о ее свойствах, функциях, степе ни, менее же всего — о ее размерах и могу ществе. Мы настаиваем на том, что совре менные ученые, физики, химики и биологи, не имеют права называть невеждами и суе верными глупцами верующих во многое та кое, чего помянутые ученые еще сами не знают, а главное, положительно отказыва ются узнать, то есть заняться такими вопро сами. Будучи решительно не в состоянии объяснить нам, что такое «жизненная сила», даже в ее принципе, и не имея понятия о ее Протеевских способностях, как могут они требовать от нас повиновения их авторите ту или уважения к их решениям в таких случаях? Мы знаем одно; эта сила грозит не только развенчать их материю, но и залить весь земной шар волной суеверного безумия, если наука не построит вовремя крепких плотин; а пока ученые этого не сделают, мы отрицаем требуемое ими право сидеть над нами ареопагом. Все затруднение господ, стоящих во главе науки, заключается в опасении, как бы но вые учения так или иначе не опрокинули их излюбленной теории материального начала вселенной. Не позволять ни врагу, ни другу, ни своему, ни чужому искать ключа к явле ниям жизни и мышления вне тесных рамок физиологических и физических законов — вот главная задача и вся причина упорства против серьезного исследования феноменов спиритизма и прочих суеверий. Суеверия, положим, в отношении ко всем таким таин ственным явлениям есть достаточный про цент; но кто же в этом виноват? Все те же ученые. Видя, что их излюбленный метод никогда не может привести к полному реше нию проблем, как внутренней, так и внешней жизни, общество, получая постоянно отпор и одни отрицания фактов, которые для не го сделались давно неоспоримою действи тельностью, наконец, весьма естественно взбунтовалось. Оно само стало искать реше ния задач, и судя поверхностно, как то де лают массы вообще, оно, конечно, искало, вкривь и вкось, пока не доискалось и не вышло из этого умопомрачения и сумбура. Нам передавали лица из Петербурга, что еще недавно на сеансах спиритического кружка в Царском Селе являлся материа лизованный дух пьяницы, который начинал с того, что требовал водки и пил ее. Затем обычною посетительницей этих сеансов бы ло жившее несколько лет тому назад «по гибшее, но милое создание», какая-то не оставившая и по сие время своих вкусов и привычек куртизанка. Наконец, дело дошло до того, что в кружке появилась материали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2