Сибирские Огни № 003 - 1990
фактов завербовали мало-помалу некоторых из первых английских и французских уче ных. Теперь Общество находится под пред седательством известных профессоров — Бальфура Стюарта и Седжвика из Кемб риджа, и в нем работают профессор Баррет и пр.— все члены Королевского Общества. А желаете знать, о чем они рассуждают, ка ким явлением занимаются преимущественно в настоящий год? Загляните в их ученый журнал за июль, и вы увидите: собранием фактов от очевидцев о виденных ими при видениях!- Да, об этом вопросе, который Королевское Общество не допустило бы еще так недавно проникнуть даже на свои кух ни, английские ученые рассуждают, держат о нем прения так же серьезно, как бы вме сто «материализованных» покойничков дело шло о лучистой материи Крукса! Знамение времени! Хотя члены-корреспонденты и комитет Психического Общества принимают по сво им статутам свидетельства о разных конста тированных явлениях только от очевидцев; хотя такие очевидцы должны быть обяза тельно: а) лицами хорошо известными и всеми уважаемыми в своих околотках; б) по возможности не спиритами (показания отъ явленных поклонников «духов» если не во всяком случае отвергаются, то должны всег да быть приняты с долей иронии) и в) осо бами, почтенными во всех отношениях; но, невзирая на все эти ограничения, число соб ранных случаев о привидениях, как живых лиц, так и умерших, превысило бы ожида ния самих «спиритов». Никому и в голову не приходило, чтобы в одной Англии явля лось столько «привидений» вне спиритиче ских кружков... Психическое Общество ученых исследова телей заключило свою трехлетнюю деятель ность собранием около 3 000 вполне дока занных визитов не то d’outre tombe*, не то двойников. В последнем ежемесячном засе дании Общества в Лондоне, в председании профессора Бальфура Стюарта, читались протоколы, и лекторы рассуждали о харак тере таких явлений. Залы были битком на биты публикой, преимущественно аристокра тией, очень падкой в Англии на странствую щих мертвецов. Кроме аристократии, было великое множество теософов и спиритов. Защитники теории о «духах» торжествова ли; теософы молчали и выжидали. Спич секретаря был знаменателен. — Мы ищем пока,— говорил он,— перво- причинность таких явлений не в трансценден тальной физике, а в области физической пси хологии... Все наше внимание и исследова ния обращены в настоящую минуту на фе номен явлений призраков живых людей, то есть на то, что мы все давно знаем под име нем «двойников». Мы оставляем на время случаи (они в меньшинстве) явления людей умерших... Мы должны выбирать между теориями спиритов и теософов. Одни видят в них духов умерших, другие — двойников живых или же только что умерших людей. До сих пор результаты наших исследований склоняются скорее к теориям и учению тео софов, нежели к объяснениям спиритов. Этого нам только и надо. Научное дока зательство существования двойников у жи вых людей должно установить и возмож- * покойников (ф ранц.) 166 ность показанных нами фактов о посещении курумбами в «астральном» теле своих жертв, а затем установить и реальность са мого колдовства. Только тогда может оно, не теряя ни своего условного, ни своего фактического значения, перейти в сферу до казанных наукой психических фактов, быть вполне разоблаченным и понятным. То было бы огромным важным шагом вперед в истории всего человечества. Свет истины озарит тогда все темные углы векового суе верия. Много загадочных, необъяснимых и поэтому отвергаемых фактов из области так называемых «спиритических» явлений при мут тогда более правдоподобный и естест венный колорит. Колдовство с его темными чарами и ведьмами на первом плане явит ся тем, что оно есть: то есть психофизиоло гическим явлением, которое должно было бы давно уже, со времен первых стуков в столах и мебели, занять главное место в ис следованиях биологов. Допустим на одну минуту, ради сравне ния, что такой полуматериальный двойник существует в человеке. Затем вспомним ре альность и силу виденных многими гипноти ческих или месмерических явлений. Эти то же, и почти во всей их полноте, доказаны научными наблюдениями. Теперь посмотрим, где, в чем существует логическая возмож ность «колдовства» и его явлений. Что такое в самом деле колдовство? Нач нем с, так называемого, «глаза» или «пор чи». Это просто передача невидимым и не уловимым способом болезней, несчастий, смерти людям и даже животным. Биологи и физиологи, отрицая такую возможность, имеют столько же права отвергать ее, как и другой, параллельный факт, в который они, однако же, верят, а именно: в передачу столь же неуловимым и доселе весьма мало объясняемым ими процессом прилипчивых болезней. Допуская гипотезу невидимых за родышей в воздухе, бактерий и тому по добных предположений, почему им не до пустить того же в области духовной или, как это называют, «психизма»? Если они допускают существование какой-то психи ческой силы, исходящей из глаз и оконечно стей одного человека, которая, будучи на правлена им на другого человека, силой ли одной воли или при помощи металлов, зав ладевает его помышлениями и органами,— то есть гипнотизм,— то какое же они имеют право, не рассмотрев и никогда еще не изу чав приемы колдовства, отрицать возмож ность действия в нем той же силы? Мы говорим прямо: зло, причиняемое так называемым «колдовством» (грубым месме ризмом, или, по его настоящей кличке, гип нотизмом), не есть пустая басня. Оно суще ствует и скоро будет доказано, как был до казан месмеризм, так долго отрицаемый и наконец принятый с переменой названия. А когда это свойство в человеке будет при знано наукой, то и закон сумеет положить конец его злоупотреблениям. Есть созна тельное, как и бессознательное колдовство. Сомнамбул действует двояким образом*: под влиянием собственного и под давлением постороннего импульса, то есть магнетизе ра. Этот последний, если он злой, мститель- * Сомнамбулы, те же гипнотики. Сила более могучая берет верх и управляет слабейшею, как своею собственною.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2