Сибирские Огни № 003 - 1990

фактов завербовали мало-помалу некоторых из первых английских и французских уче­ ных. Теперь Общество находится под пред­ седательством известных профессоров — Бальфура Стюарта и Седжвика из Кемб­ риджа, и в нем работают профессор Баррет и пр.— все члены Королевского Общества. А желаете знать, о чем они рассуждают, ка­ ким явлением занимаются преимущественно в настоящий год? Загляните в их ученый журнал за июль, и вы увидите: собранием фактов от очевидцев о виденных ими при­ видениях!- Да, об этом вопросе, который Королевское Общество не допустило бы еще так недавно проникнуть даже на свои кух­ ни, английские ученые рассуждают, держат о нем прения так же серьезно, как бы вме­ сто «материализованных» покойничков дело шло о лучистой материи Крукса! Знамение времени! Хотя члены-корреспонденты и комитет Психического Общества принимают по сво­ им статутам свидетельства о разных конста­ тированных явлениях только от очевидцев; хотя такие очевидцы должны быть обяза­ тельно: а) лицами хорошо известными и всеми уважаемыми в своих околотках; б) по возможности не спиритами (показания отъ­ явленных поклонников «духов» если не во всяком случае отвергаются, то должны всег­ да быть приняты с долей иронии) и в) осо­ бами, почтенными во всех отношениях; но, невзирая на все эти ограничения, число соб­ ранных случаев о привидениях, как живых лиц, так и умерших, превысило бы ожида­ ния самих «спиритов». Никому и в голову не приходило, чтобы в одной Англии явля­ лось столько «привидений» вне спиритиче­ ских кружков... Психическое Общество ученых исследова­ телей заключило свою трехлетнюю деятель­ ность собранием около 3 000 вполне дока­ занных визитов не то d’outre tombe*, не то двойников. В последнем ежемесячном засе­ дании Общества в Лондоне, в председании профессора Бальфура Стюарта, читались протоколы, и лекторы рассуждали о харак­ тере таких явлений. Залы были битком на­ биты публикой, преимущественно аристокра­ тией, очень падкой в Англии на странствую­ щих мертвецов. Кроме аристократии, было великое множество теософов и спиритов. Защитники теории о «духах» торжествова­ ли; теософы молчали и выжидали. Спич секретаря был знаменателен. — Мы ищем пока,— говорил он,— перво- причинность таких явлений не в трансценден­ тальной физике, а в области физической пси­ хологии... Все наше внимание и исследова­ ния обращены в настоящую минуту на фе­ номен явлений призраков живых людей, то есть на то, что мы все давно знаем под име­ нем «двойников». Мы оставляем на время случаи (они в меньшинстве) явления людей умерших... Мы должны выбирать между теориями спиритов и теософов. Одни видят в них духов умерших, другие — двойников живых или же только что умерших людей. До сих пор результаты наших исследований склоняются скорее к теориям и учению тео­ софов, нежели к объяснениям спиритов. Этого нам только и надо. Научное дока­ зательство существования двойников у жи­ вых людей должно установить и возмож- * покойников (ф ранц.) 166 ность показанных нами фактов о посещении курумбами в «астральном» теле своих жертв, а затем установить и реальность са­ мого колдовства. Только тогда может оно, не теряя ни своего условного, ни своего фактического значения, перейти в сферу до­ казанных наукой психических фактов, быть вполне разоблаченным и понятным. То было бы огромным важным шагом вперед в истории всего человечества. Свет истины озарит тогда все темные углы векового суе­ верия. Много загадочных, необъяснимых и поэтому отвергаемых фактов из области так называемых «спиритических» явлений при­ мут тогда более правдоподобный и естест­ венный колорит. Колдовство с его темными чарами и ведьмами на первом плане явит­ ся тем, что оно есть: то есть психофизиоло­ гическим явлением, которое должно было бы давно уже, со времен первых стуков в столах и мебели, занять главное место в ис­ следованиях биологов. Допустим на одну минуту, ради сравне­ ния, что такой полуматериальный двойник существует в человеке. Затем вспомним ре­ альность и силу виденных многими гипноти­ ческих или месмерических явлений. Эти то­ же, и почти во всей их полноте, доказаны научными наблюдениями. Теперь посмотрим, где, в чем существует логическая возмож­ ность «колдовства» и его явлений. Что такое в самом деле колдовство? Нач­ нем с, так называемого, «глаза» или «пор­ чи». Это просто передача невидимым и не­ уловимым способом болезней, несчастий, смерти людям и даже животным. Биологи и физиологи, отрицая такую возможность, имеют столько же права отвергать ее, как и другой, параллельный факт, в который они, однако же, верят, а именно: в передачу столь же неуловимым и доселе весьма мало объясняемым ими процессом прилипчивых болезней. Допуская гипотезу невидимых за­ родышей в воздухе, бактерий и тому по­ добных предположений, почему им не до­ пустить того же в области духовной или, как это называют, «психизма»? Если они допускают существование какой-то психи­ ческой силы, исходящей из глаз и оконечно­ стей одного человека, которая, будучи на­ правлена им на другого человека, силой ли одной воли или при помощи металлов, зав­ ладевает его помышлениями и органами,— то есть гипнотизм,— то какое же они имеют право, не рассмотрев и никогда еще не изу­ чав приемы колдовства, отрицать возмож­ ность действия в нем той же силы? Мы говорим прямо: зло, причиняемое так называемым «колдовством» (грубым месме­ ризмом, или, по его настоящей кличке, гип­ нотизмом), не есть пустая басня. Оно суще­ ствует и скоро будет доказано, как был до­ казан месмеризм, так долго отрицаемый и наконец принятый с переменой названия. А когда это свойство в человеке будет при­ знано наукой, то и закон сумеет положить конец его злоупотреблениям. Есть созна­ тельное, как и бессознательное колдовство. Сомнамбул действует двояким образом*: под влиянием собственного и под давлением постороннего импульса, то есть магнетизе­ ра. Этот последний, если он злой, мститель- * Сомнамбулы, те же гипнотики. Сила более могучая берет верх и управляет слабейшею, как своею собственною.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2