Сибирские Огни № 003 - 1990
ма, и хотя все такие случаи проверены, мы кончаем пока на этом. Наша цель заключа лась не столько в воспевании тоддов и мул- лу-курумбов, как в том, чтобы, показав пуб лике их в делах «белой» и «черной» магии, лишить колдовство его сверхъестественного колорита. Мы старались доказать, что по словица: «глас народа, глас Божий», не ли шена основания. Все дело состоит в отсут ствии предубеждений и лицеприятия, да в правильном воззрении на такие выходящие из ряда вопросы. А теперь дадим и нравоучение фабулы. Постараемся показать, что материализм Бюхнера и Молешота, позитивизм Гекели и других английских поклонников протоплаз мы и их немецкого барда Геккеля если еще не находятся на смертном одре, то, во вся ком случае, получили смертельную рану и носят в себе зародыш собственного и весь ма скорого разложения. Если лондонское Психическое Общество исследователей, во главе которого состоят столько членов «Королевского Общества» и столько знаменитых ученых и литераторов, профессоров и философов, теперь уже смело стало печатать свои «Трансакции» и науч ные опыты над всевозможными психически ми явлениями, то, быть может, пришло вре мя и русским ученым взглянуть на транс цендентальные феномены медиумизма не много посерьезнее. Повторяем: abusus non tollit usum*. Гру бые шутки и остроты над одною из самых непроницаемых тайн веков в настоящее вре мя. как бы вдруг замерли в лучших евро пейских журналах; а наука, по крайней ме ре в Англии, если еще и не сказала своего последнего слова, то, по крайней мере, начи нает впервые серьезно присматриваться к так называемым «феноменам психизма» в че ловеке. Первые в мире авторитеты по части физиологии и биологии, даже доселе непо колебимый Гэксли, принуждены были один за другим сдаться пред следующим явлени ем: «передачей мысли». Мысль, невысказан ная и охраняемая в тайнике мозгов экспе риментатора, вдруг передается, озаряет мышление другого человека, без помощи ко торого-либо из известных нам пяти чувств. Эта способность — почти что доказанный теперь факт в науке. То, что еще несколько лет назад называ лось неученою публикой «сверхъестествен ным», а переученою— сумбуром; то, что еще так недавно клеймилось, как суеверие, бредни, обман, начинает приобретать права гражданства, мало-помалу прокрадывается в каталог научной терминологии. Ирвинг Бишоп и его соперник Стюарт Кэмберланд, оба шарлатаны, об этом не спорим, но что оба обладают способностью, особенно пер вый из них, читать мысли в головах самых скептических экспериментаторов,— тоже до казанный факт. Этими опытами весь заинтересованный психическими явлениями люд обязан выше сказанному обществу. Но что такое Психическое Общество ис следователей? А вот что. После того, как вместо благо дарности химик Крукс за свои трехлетние наблюдения и опыты с медиумами получил от своих «коллег» одну брань да оскорбле- * неординарное не терпит ординарности (лат.) ния, в продолжение нескольких лет никто из известных ученых Англии не смел следовать его примеру. Но спиритические явления не прекращались, а шли не только своим чере дом, но в своем разнообразии и количестве постоянно увеличивались. Несколько уче ных, под покровом ночи, стали снова осто рожно и неслышно пробираться в запрещен ные официальною наукой и общественным мнением лагеря. Серьезно исследовав неко торые явления, они объявили их действи тельностью: сперва под шумок, а затем и во всеуслышание. Получив опять отпор у «на чальства», то есть у великих тузов Королев ской Академии, они решились на отчаянный шаг: они основали в своей среде общество и назвали его Society for Psichical Ressearch*. Это было около трех лет тому назад. Глав ными деятелями Общества явились профес сора из Оксфорда и Кембриджа и профессор Баррет — из Дублина. Мало-помалу, Обще ство стало приобретать членов. Учредились коллатеральные общества; появились ком мивояжеры для разыскивания всяких «пси хических» явлений; завелась корреспонден ция сперва в одной Англии, затем почти во всех углах земного шара; даже нечто вроде Comité de surveillance** был учрежден над главными медиумами. Все феномены спири тизма, месмеризма, ясновидения и, так на зываемого, «духовного зрения» (дар, как всем известно, чрезвычайно обыкновенный в Шотландии) наблюдаются и записывают ся. Приступают они к делу разумно и очень тщательно. Дабы уяснить и доказать реаль ность таких явлений, Общество Психических Исследователей, обладая большими средст вами от годового взноса членов и пожертво ваний, учредило целую сеть интернацио нальных комитетов, составленных из людей беспристрастных, ученых и не-спиритов. Спириты не принимаются в его комитет. Эти исследователи только и делают, что со бирают сведения о странных явлениях и случаях «двойников» не от спиритов или особ склонных к спиритуализму, а от лично стей, известных своею правдивостью, скорее заинтересованных доказать противное, от людей образованных, с положением в обще стве, а главное от очевидцев таких явлений. Таким образом, собрано почти в первый год и в одной Англии до 7 000 случаев. Для разборки и проверки таких случаев наряжают над ними настоящие следствия, комиссии, в которых роль следователей иг рают ученые, адвокаты, судьи и особенно известные своею проницательностью закон ники. Затем протоколы передаются на рас смотрение главным ученым, которые, выб рав самые замечательные из явлений, ана лизируют их, совершая лично научные опы ты с медиумами, а 1а Крукс и Цельнер. Сперва они действовали очень осмотри тельно и осторожно, подвигаясь медленно, но верно. Большая часть из ученых двига телей Общества была пока только открыта убеждению: она выжидала. Но теперь есть много и таких, которые совершенно и впол не верят: они убедились***. Психисты кончили тем, что одною силой * общество психических исследований (англ.) ** Комитета наблюдения (франц.) *** Многие из них, принадлежа в то же время к Теософическому Обществу, приводят обе ассоциа ции i,в постгоянное соприкосновение и сношения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2