Сибирские Огни № 003 - 1990
предварительно несколько дней, повели в суд, пред грозное лицо судьи, мистера Трай- борна. Обвиняемый, конечно, не сознавался. В присутствии публики и всего суда он рассказал, как было дело: он говорил, что проходил мимо дома брамина, которого он не знал, и что согласился на опыт, даже не веря в него. Во всяком случае, говорил он (и очень рассудительно), будь он похитите лем украденных вещей, он, конечно, никог да бы не пошел тою улицей и не согласился бы сделаться сыщиком. Затем он рассказы вал, что, взяв волшебную палку в руку, он терял оба раза сознание; что не он нес пал ку, но сама палка увлекала его... и п.р. Нев зирая на то, что никто, кроме полиции, не являлся его обвинителем, а напротив, ог ромная толпа людей, присутствовавших при Хука-мелле, показывали за него, да и сам его начальник ручался за него, судья, ярый материалист, приговорил несчастного юно- шу-брамина к тюремному заключению на год и три недели! Он подал апелляцию в высший суд. Но мистер Летманн Джонсон., новый судья, только утвердил приговор на том мудром основании, что если он нашел вещи не колеблясь, то, стало быть, знал наперед, где они находятся; а если знал, то нет ни ма лейшего сомнения, «что он или сам вор или же укрыватель». Таким образом, карьера бедного юноши испорчена навсегда, а материалист торжест вует. Само собой разумеется, что мы не верим ни в волшебные палки, ни в ворожбу в той форме, в какой она нам является в Индии вообще, а на «Голубых Горах» — особенно. Но мы верим в магнетическую силу, в ясно видение и сомнамбулизм. А веря в них, име ем право осуждать судью, который, отрицая все, не допускает возможности того мгно венно овладевающего человеком состояния, которое называется магнетизерами état lu cide*. Во всяком случае, людей сажают на год в тюрьму за недоказанное преступление только в Индии. Не думаю, чтоб я очень ошибалась, заяв ляя мнение, что полудикие курумбы владеют полным арсеналом той силы, которой толь ко часть пока открыта учеными гипнотиза- торами сальпетриерского госпиталя и кото рые находятся, более или менее, в распоря жении у магнетизеров. То же и касательно тоддов, сохранивших эту науку, которую, вероятно, их праотцы приобрели во времена глубочайшей древности. Дело, впрочем, не в том, обладают ли или нет оба племени такою силой. Отрицать по головно показание стольких незаинтересо ванных лип, что как тодды, так и курумбы одарены «странною психическою силой», по выражению генерала Моргана, становится трудным, если не невозможным. Для нас, живущих в Индии, это вопрос давно решен ный. Но теперь остается узнать: какая раз ница существует (кроме очевидных, с одной * состояние ясновидения (франц.). Мы тем более верим в невинность Рохпара, что ознакомились в Индии с этим родом колдовства. У нас украли золотые часы и брошку, и они были найдены, в тот же день, девочкой пяти лет, к руке которой факир привязывал такую палку. Девочку привезли нарочно для этого из деревни. А факир, или бава (отец), не взял даже и воз награждения. ,, , , . . . стороны благодетельных, с другой убийст венных результатов ее) между этою силой, как она проявляется у тоддов, и как она заявляет себя у карликов. Затем, решив этот вопрос, сколько то будет возможно, придется выбирать между двумя родами дилеммы: отнести эту силу либо к одному или к другому. Нам остается или верить в колдовство, или в возможность того, во что сама наука начинает верить. В сведениях, собранных нами о тоддах и курумбах, есть много отдельных случаев, где выказывается открыто то, что мы назы ваем месмеризмом, а теперь гипнотизмом. Если тодды лечат, как лечил иногда Гиппо крат и древние иерофанты египетских хра мов, действием солнца, пользуясь электриче ским действием его лучей, при помощи маг нетических пассов руками или животного магнетизма, то муллу-курумбы, во время своих заклинаний и чар, употребляют поло жительно все приемы фессалийских колду ний, сколько мы о них знаем из классиков. Они пользуются луною и ее вредными в из вестные времена года лучами, собирают тра вы и варят из них зелья, употребляют кровь, обладают, наконец, секретом, но, вероятнее всего, врожденною у них. как у змей, способ ностью очаровывать выбранную жертву взглядом. Магнетизер делает то же. Разница между ученым гипнотизатором, который пе редает приказание субъекту мысленно и за ставляет бедную, честную девушку совер шать бессознательно непристойности, сло вом и действием при публике, и курумбом, который, завладев хитростью доверчивым баддагом, заставляет его красть и учинять всякие другие преступления, «как бы в при падке полного бессознания или опьянения», — разница, говорим мы, небольшая. Между образованным гипнотизатором-парижани- ном и колдуном муллу-курумбом, мы ее на ходим только в степени. Французу потребуется еще двести лет, прежде нежели он дойдет до знания муллу- курумба, до его искусства управлять по-сво ему мышлением и действиями слабейшего в сравнении с ним человеческого организма. Искусство архитектуры развивалось среди человечества тысячелетиями. Крот не учил ся в университетах, а подводные постройки бобра послужили людям моделью. Природа часто бывает самым мудрым из профессо ров. Многие из произведений средневекового зодчества валяются зарытыми в пыли итальянских мостовых; стены циклопов сто ят доселе нерасшатанные... Чтобы показать наглядно, до чего приемы европейца-«гипнотизера» и курумба-колдуна схожи между собою и что в явлениях обоих действует одна и та же сила, приведу два примера: один — из научных опытов фран цузского врача, другой — из наблюдаемых нами случаев в Нильгири. «Но то в Индии! — нам скажут.— В стране невежества и су еверия!» Так вот мы и начнем с примера, случившегося во Франции, почти на наших глазах, только прошлою весной и при мно гих свидетелях. Во французских журналах, а затем и в шведских, в переводе, появилась чрезвы чайно замечательная статья, за которой по следовало несколько других; а затем при сылавший их в газету (кажется, «Temps») врач — замолк. Этот врач — магнетизер в Лилле, уже несколько лет делает замена-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2