Сибирские Огни № 003 - 1990
Хлеб — основа основ. Хлеб — всему голова. Но справедливо и то, что не хлебом единым жив человек. А одеться, обуться, нагреть жилище в долгую сибирскую зиму, добыть воду, накормить скотину, вырастить детей,— сотни и тысячи дел. Крестьянину ведь ждать по мощи неоткуда, подворье его — что корабль в бушующем море жизни. Зорок и трудолюбив капитан, налажен корабль, надежны снасти — значит, выживешь, не пойдешь ко дну. Вот и надо уметь: построить избу и сложить в ней печь, сшить шубу и скатать валенки, вырыть погреб, выкопать колодец (для это го каким-то запредельным чутьем выбрать для колодца такое мес то, где бы водица была питьевой, то есть не соленой, не жесткой, не вонючей, а в самый раз — мягкой и вкусной). Все это умел и разумел мой дедушка. А кроме того, он был от менный плотник (в нашей деревне презирали мужика, который не владел топором и другим плотницким инструментом), разумел шорницкое дело, при нужде мог сам тачать сапоги, да и к наковаль не в кузнице, бывало, встанет, так не опозорится. Умел зарезать и «чисто» освежевать любую скотину, выделать шкуру (а тут, как и при катании валенок, как и при кладке русской печи,— особая нау ка нужна, профессии пимокатов, печников, кожемяк, плотников, копателей колодцев, стекольщиков и многих других издревле яв лялись фамильными, переходили из поколения в поколение). Что еще умел мой безграмотный дед? А буквально все, что тре буется в крестьянском хозяйстве: подковать лошадь и подшить пимы, удобрить пашню и предсказать погоду, починить настенные часы с кукушкой и выправить косу, сделать топорище и развести пилу, принять у коровы трудные роды и навьючить сеном добрый воз; мог косить, пахать, сеять, молотить — это само собой разумеет ся, хотя каждая из этих работ требует доподлинного знания и сно ровки. Ведь это только со стороны крестьянский труд кажется при митивным и грубым. А дай, к примеру, какому-нибудь спортсмену с бычьими мускулами вроде бы самое простое дело — наложить на воз сено,— не тут-то было! Десяток вил ухряпает, а не наложит, по тому что навильник сена из копны, из стога ли просто так не выде решь, сено нужно брать «пластами», да и на воз положить умеючи: вначале обложить края, а потом натоптать середину, — иначе раз валится. Я уже не говорю о таком тонком деле, как плотницкая работа — с деревом, которое, по выражению знатных плотников, «имеет свою душу», и ее надо доподлинно знать... Ну, раз уж перечислять все, что умел мой дедушка, то надо го ворить без утайки: из песни слова не выкинешь. А мог мой покой ный дедушка, царство ему небесное, в престольный ли или совет ский праздник выпить на спор хмельной браги добрый жбан, какого хватило бы на дюжину рядовых гуляк, да так мощно затянуть прого лосную песню про того же ямщика, что начинали судорожно мигать, а потом и совсем потухали керосиновые лампы... И закончить все пляской — с кувырканьем и диким гиканьем. К великому сожалению, теперь, когда речь заходит о крестья нах, о мужиках, то в первую очередь обвиняют их в повальном пьянстве; некоторые деятели говорят и пишут, что пьянство — чуть ли не национальная черта наша, забывая при этом все осталь ное, что умел, знал, мог русский мужик. Да и пьянки случались только по праздникам. Я перечислил лишь малую толику крестьян ских дел; где же было взять время, чтобы пить в будни? Конечно, и в нашей деревне были свои «запойные мужики», но это единицы, они не имели, как говорится, ни кола, ни двора, и приравнивали их к непременным почти в каждой деревне чудакам, юродивым, дурач кам. Это уж потом, когда окончательно порушили мужицкую жизнь, оторвали землепашца от земли, превратили в невольника на собст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2