Сибирские Огни № 003 - 1990

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДИНЫ Елена БЛАВАТСКАЯ (РАДДА-БАЙ) ЗАГАДОЧНЫЕ ПЛЕМЕНА НА «ГОЛУБЫХ ГОРАХ» ГЛАВА 6 Благодетельная болотная лихорадка. — Современный случай колдовства. «Хука- мелла». — Колдовство официальной нау­ ки. — Какая разница между гипнотизато- ром и колдуном! — Случай в Париже и случай в Уттакаманде. С амо собою разумеется, что чиновная или официальная Англо-Индия, равно как и все европейцы-скептики, не об­ ращают внимания на трансцендентальные качества «психизма»,—как выразился бы д-р Карпентер,— тоддов и курумбов. Для них эти качества не существуют. Скептики или обходят всякий такой случай осторожным молчанием, или же в самых поразительных случаях относят завалочную смерть того, кто навлек на себя мщение колдунов, если это был европеец, к болотной лихорадке; а когда жертвой является туземец, то не­ пременно приписывают кончину случайно лопнувшей селезенке. Мы уже имели случай упоминать об этом, столь оригинальном в Индии, органе. Если наука в Европе не успела еще определить достаточно ясно функций селезенки, то англо-индийские чиновники изучили ее в совершенстве. Селезенка играет у нас во всех подозрительных случаях скоропостиж­ ной смерти, особенно вследствие драк и когда победителем остается англичанин, такую же универсальную роль, какую во Франции играет в явлениях ясновидения Le grand, byau histerique* *. Разрешая легко и быстро самые загадочные дилеммы в умах ученых Франции и судей в Индии, оба эти органа оказывают таким образом замеча­ тельные услуги человечеству. Недаром нильгирийские врачи с их вечною болотною лихорадкой так сердят почтенную миссис Морган! До какой степени доходит у судей презре­ ние к истине и как легко человеку быть по­ Окончание. Начало в №№ 1, 2. * истерический припадок (франц.). саженным в Индии в тюрьму, если он тузе­ мец, видно из следующего случая, только что совершившегося в Галагхате (Ассам). Речь идет, конечно, опять о колдовстве. Когда-то брамина обокрали. Невзирая на все его усилия, он не мог найти ни вора, ни вещей. Тогда он решился прибегнуть к во­ рожбе, известной в Ассаме под названием Хука-мелла или «самодвижущаяся палка». Он послал за известным в городе кол­ дуном, по имени Махидхар, который при­ шел к нему в дом и, вырезав на месте бам­ буковую палку, встал на пороге дома и стал поджидать прохожих. В то самое время проходил по улице писарь комиссионера, некто Рохпар. Он его подозвал и, объявив в чем дело, спросил: желает ли он помочь брамину отыскать его украденные вещи. Рохпар согласился и тут же взял в руки палку, над которою Махидхар только что произнес целый ряд заклинаний и мантр... Не успел Рохпар дотронуться до бамбу­ ка, как им словно овладела какая-то сила. Он пустился бежать, крича, что палка при­ росла к его руке и что она тащит его. За ним, конечно, побежала большая толпа и обворованный брамин. Прибежав к неболь­ шому танку (стоячая вода в большой ци­ стерне), Рохпар прямо ткнул тростью в не­ глубокую воду и сказал «ройте здесь». Спустив воду, стали рыть и нашли часть украденных серебряных вещей. Ободренный успехом, брамин пожелал найти остальное. Махидхар прочел снова свои заклинания над тростью и опять вложил ее в руку Рах- пара. Та же сцена, то же неудержимое влечение вперед. На этот раз писарь побе­ жал по другому направлению, к дереву, не­ далеко от дома брамина. — Копайте здесь,— закричал он людям. Стали копать и, разрыв землю, нашли ос­ тальное. Засим полиция, вероятно не до­ вольная таким легким способом отыскания украденной собственности, при котором ей ничего не перепадало, арестовала Рохпара и препроводила в полицию, обвиняя его са­ мого в краже вещей. Его посадили в тюрь­ му по одному подозрению и, продержав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2