Сибирские Огни № 003 - 1990
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДИНЫ Елена БЛАВАТСКАЯ (РАДДА-БАЙ) ЗАГАДОЧНЫЕ ПЛЕМЕНА НА «ГОЛУБЫХ ГОРАХ» ГЛАВА 6 Благодетельная болотная лихорадка. — Современный случай колдовства. «Хука- мелла». — Колдовство официальной нау ки. — Какая разница между гипнотизато- ром и колдуном! — Случай в Париже и случай в Уттакаманде. С амо собою разумеется, что чиновная или официальная Англо-Индия, равно как и все европейцы-скептики, не об ращают внимания на трансцендентальные качества «психизма»,—как выразился бы д-р Карпентер,— тоддов и курумбов. Для них эти качества не существуют. Скептики или обходят всякий такой случай осторожным молчанием, или же в самых поразительных случаях относят завалочную смерть того, кто навлек на себя мщение колдунов, если это был европеец, к болотной лихорадке; а когда жертвой является туземец, то не пременно приписывают кончину случайно лопнувшей селезенке. Мы уже имели случай упоминать об этом, столь оригинальном в Индии, органе. Если наука в Европе не успела еще определить достаточно ясно функций селезенки, то англо-индийские чиновники изучили ее в совершенстве. Селезенка играет у нас во всех подозрительных случаях скоропостиж ной смерти, особенно вследствие драк и когда победителем остается англичанин, такую же универсальную роль, какую во Франции играет в явлениях ясновидения Le grand, byau histerique* *. Разрешая легко и быстро самые загадочные дилеммы в умах ученых Франции и судей в Индии, оба эти органа оказывают таким образом замеча тельные услуги человечеству. Недаром нильгирийские врачи с их вечною болотною лихорадкой так сердят почтенную миссис Морган! До какой степени доходит у судей презре ние к истине и как легко человеку быть по Окончание. Начало в №№ 1, 2. * истерический припадок (франц.). саженным в Индии в тюрьму, если он тузе мец, видно из следующего случая, только что совершившегося в Галагхате (Ассам). Речь идет, конечно, опять о колдовстве. Когда-то брамина обокрали. Невзирая на все его усилия, он не мог найти ни вора, ни вещей. Тогда он решился прибегнуть к во рожбе, известной в Ассаме под названием Хука-мелла или «самодвижущаяся палка». Он послал за известным в городе кол дуном, по имени Махидхар, который при шел к нему в дом и, вырезав на месте бам буковую палку, встал на пороге дома и стал поджидать прохожих. В то самое время проходил по улице писарь комиссионера, некто Рохпар. Он его подозвал и, объявив в чем дело, спросил: желает ли он помочь брамину отыскать его украденные вещи. Рохпар согласился и тут же взял в руки палку, над которою Махидхар только что произнес целый ряд заклинаний и мантр... Не успел Рохпар дотронуться до бамбу ка, как им словно овладела какая-то сила. Он пустился бежать, крича, что палка при росла к его руке и что она тащит его. За ним, конечно, побежала большая толпа и обворованный брамин. Прибежав к неболь шому танку (стоячая вода в большой ци стерне), Рохпар прямо ткнул тростью в не глубокую воду и сказал «ройте здесь». Спустив воду, стали рыть и нашли часть украденных серебряных вещей. Ободренный успехом, брамин пожелал найти остальное. Махидхар прочел снова свои заклинания над тростью и опять вложил ее в руку Рах- пара. Та же сцена, то же неудержимое влечение вперед. На этот раз писарь побе жал по другому направлению, к дереву, не далеко от дома брамина. — Копайте здесь,— закричал он людям. Стали копать и, разрыв землю, нашли ос тальное. Засим полиция, вероятно не до вольная таким легким способом отыскания украденной собственности, при котором ей ничего не перепадало, арестовала Рохпара и препроводила в полицию, обвиняя его са мого в краже вещей. Его посадили в тюрь му по одному подозрению и, продержав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2