Сибирские Огни № 003 - 1990
Здесь ему ладонью плоской отдана в наказ земля не для сволочи московской не для красного кремля. Предлагаю терпеливым читателям прове сти следующий нехитрый эксперимент (да простят нас жители других столиц!) •— взять и вместо Москвы и московского насе ления в строчки Сергея Морейно поставить другие столицы с их населением, напри мер —• Подлюка-Рига тащится Зеленой скоморошиной... Не для сволочи рижской... Подлюка-Таллинн тащится Зеленой скоморошиной... Не для сволочи таллиннской... Подлюка-Вильнюс тащится Зеленой скоморошиной... Не для сволочи вильнюсской Видите, как дико, грубо и оскорбительно звучит это (еще раз прошу прощения за эксперимент), грубо и оскорбительно, когда про другие столицы, а когда про Москву — ничего, настолько к такому поруганию нас исподволь приучили, мы уж и не отряхива емся. Да и попробуй возмутиться — сразу припечатают «шовиниста»... Разделавшись с Москвой, герой текстов Сергея Морейно бросает б е г л ы й взор и на всю Россию. Умом, говорите, не понять? Делов-то! зольдатски стиль, Георг вся россия живет зольдатски походни стиль Всё, конец цитаты, конец стихотворения. Вот так, Георг, и Рублев, и Аввакум, и Ло моносов, и Державин, и Пушкин, и Мусорг ский, и Чайковский, и Достоевский, и Тол стой, и все, что есть Россия, чем она живет, чем входит в человечество,— единый «по ходни зольдатски стиль». Показательно то, что Георг написан с прописной буквы, а «зольдатская», нена вистная Россия — со строчной, маленькой. Так ее! Может, где-то грязца и прилипнет... Нет, прав был классик, когда говорил — «умом Россию не понять». Умом не понять, а уж без ума и пробовать нечего. Не от этого ли в герое текстов Сергея Мо рейно злоба •— мелкая, беспомощная, хит рая: Не топчите меня мне ведь надо так мало закопаем их всех и по ним же отслужим (............................................................................) все чаще хочется отстреляться с мелким клекотом часто-часто так, неожиданно, из-за угла (Еще не забыли предисловие к В. Френке лю: «Да-да, господа, у нас идет война, она тотальна, ибо охватывает все области дея тельности...») . Эстеты могут сказать: да это просто очень плохие стихи, беспомощные, нескладные, тут и говорить-то не о чем! Есть о чем гово рить. Хотя бы о том, что и в этих стихах проявляется единство формы и содержа ния— гнилому содержанию вполне соответ ствует гнилая форма. И еще. Я считаю, грешным делом, что некие общие тенденции лучше проявляются именно в стихах сред него, убогого качества. То, что наторевший мастер пытается скрыть изощренностью приема, широтой начитанности,— наивный профан выбалтывает открытым текстом. Та кой текст даже комментировать не надо. Потому, прочитав сочинения Сергея Мо рейно, отметив в них главное, легче увидеть все это и в текстах Дмитрия Пригова «Мо сква и москвичи», при всей внешней разнице качества трудов этих двух авторов. Дмитрий Пригов свое произведение назы вает «книгой» и предваряет «Предуведом лением» следующего содержания: «Надо сказать, что тема Петербурга (Ле нинграда) нашла достаточно полное и адек ватное разрешение в русской поэзии, сооб разно поэтическим нормам и историческим понятиям своего времени. Эта книга пред ставляет собой попытку заложить методоло гические основания для изучения темы Москвы поэтическими средствами в соответ ствии с историческими понятиями нашего времени. Как всякая первая попытка, она, вполне возможно, почти сразу же станет анахронизмом. Ну, что же, общим памятни ком да станет нам просвещенная Москва!» Ирония, тонкий сарказм, стилизация под некие расхожие мифы о Москве, России, русском, всем этим автор как бы и «закла дывает методологические основания» для разрушения этих мифов? Не знаю, так ли это... И какие (якобы) мифы рушатся? И какие устанавливаются на их место? Есть, скажем, «Война и мир» Л. Н. Тол стого. Есть б е г л о е утверждение другого писателя — русские оказались неспособны ми усвоить, воспринять свободу, которую несли на своих сапогах наполеоновские сол даты. Они даже Москву сожгли, лошадей в храмах держали, а эти русские ничего не восприняли. Показательна история надругательства над могилой Багратиона. Показателен факт учреждения Ордена Кутузова. Есть «Бородино» Лермонтова. Есть кинокадры, запечатлевшие уничто жение памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года... Каков же подход к этой теме Дмитрия Пригова, какие он тут «закладывает осно вания»? Судите сами: Когда размер Наполеона Превысил европейские масштабы, Подумалось: Москву мы отодвинем вглубь, Представилось: вот здесь поставим флеши, Здесь — батарею, здесь Багратиона, За ним — весь русский сказанный народ Вот так-то лучше, потому что лучше Во всех смыслах Чтобы у читателя не сложилось впечатле ние, что такие «основания закладываются» только под Отечественную войну 18<2 года, приведу главку, где «закладывается» и под Великую Отечественную: Так всякий норовит ее обидеть, Француз приходит, немец и китаец И норовит за горло ухватить Она же просто говорит им: Вот я! И они словно цепенеют в удивленьи И пятяться, и пятиться — уходят И дома лишь опомнившись, стенают: Назад! В Москву! В Москву!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2