Сибирские Огни № 003 - 1990
над мертвыми телами, поплясать на костях, а у живых — побольнее поковыряться в ра нах, присолить их, червячка запустить в них да и выставить всему равнодушному миру иа посмеяние! (Даром ли в городах и горо дишках России с двадцатых-тридцатых го дов танцуют, развлекаются, катаются люди «а «чертовом колесе» там, где были погре бены их предки...). Почему? Кто составляет эти рьяные тол пы? Можно ответить и так: болезнетворные микробы всегда есть на человеке и в чело веке. Здоров и силен человек — они ему не опасны. А стоит изработаться, запустить душу и тело — тут-то микроб и берет свое, множится дьявольски, ввергает человека в болезни. И что на него пенять? Микроб — на то и микроб. Сам человек виноват, что создал условия, при которых он множится и наглеет... Нет, и это начало не получилось. Тогда начал я вспоминать детство своих сыновей, писать о том, что у детишек часто возникает неодолимое желание пририсовать Джоконде усики, а Пушкину — рожки. Озорство от неуверенности своей и страха перед совершенством, из желания приле питься к вечному, оставить свою частичку, частичку себя на вечном. Показать себя... Ради красного словца — не жаль ни матери, ни отца... Эта пословица и загубила всю страницу. Во-первых, слово «красный». Ци тируемые мной авторы могут обидеться, если сочтут, что я этим словом обозначаю идеологические свойства их стихотворений. Красный Октябрь... Красная Армия... Во- вторых, «красный» — это еще и «красивый», а уж чего-чего, но красивого в стихах, кото рые вы прочтете «иже, «е найти. По край ней мере — я не смог отыскать, хотя и ста рался. Из этих размышлений чуть было не родилось название всех моих заметок — РАДИ ГРЯЗНОГО СЛОВЦА... — но я его отбросил, сильно оно противоречит современному тону и стилю, а также «плю рализму мнений»: «Ты говоришь свое крас ное словцо, а я свое — грязное. Ты молишь ся у иконы, а я на нее плюю. Читай, дядя, газеты — плююрализм на дворе!» Так и не получилось у меня вступление. Потому приступим сразу к текстам. Взяты они из советской периодики (журналы «Ра дуга», Таллинн; «Родник», Рига) и приво дятся с сохранением всех особенностей ав торского насилия над «великим и могучим». Не хочу сказать, что вся русскоязычная поэзия в данных журналах такова, есть и настоящая поэзия, но... Слова из песни не выкинешь. Итак, Татьяна Щ е р б и н а К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ Я с пишущей машинкой как с гуслями Боян. Из ЭИ в зеркальный ЦБ как папа в Ватикан летит аэроплан, и вот что грустно арс лонга — вита бревис, и на Курский ползет троллейбус, а зеркальный ИЭ показывает нам свой джаз и блюз, и ты в нем отражаешься, мой русский, мой язычок-эксгибиционист егект-е)ест — солист, великий житель рта, любовник губ, захватчик ротозеев, аэроплан вернулся к нам сюда, и в сердце родины пустил стрелу Эрота (не то что арс повынуть из музеев — ее извлечь не могут полк плюс рота). Мой принтер, цитра, в штате безэтажном, ночном и летнем, вита кратче йота, и с кем-то в сочетанье эрмитажном брожу по штату, где живут не строки, я только то, что я считаю важным, Курехин, Виноградов и Сорокин. Им родина отдаться не спешит, иммунодефицит ее страшит. А у земли во рту два языка, сменяя звук древес на хэви-метал, приперли в Ватикане старика взрывной волной, а он о том не ведал. Такие вариации на тему Тысячелетия Крещения Руси... Теперь часто телевидение показывает страшные кадры кинохроники — мощный взрыв рушит Храм Христа Спасителя, этот великий памятник подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Подобные акции — раньше или позже — были прове дены по всему лику Отечества... Мучитель ное эхо этих взрывов, дикий бурьян на свя тых местах, дьявольский туман, бредово восходящий из недр бассейна на месте Хра ма Христа Спасителя, воровство и изувер ская ложь «воинствующих безбожников» —• не все ли это сказалось на стихах Татьяны Щербины? Не вся ли эта пакость вместо святыни в сердце ее лирической героини? Как же надо поломать душу, измытарить ее, чтобы не чувствовала она своей истории, своего родного... Злит героиню непоколеби мость святынь, глубокая мудрость Библии, что-то пытаются выговорить ее губы, и ге роиня, мучительно кривясь, корчась, сама холодея от кощунства, слышит уже и не свой голос, а только то, что семидесятилет няя хула вылепила из ее жизни, из ее судь бы: видала за окном пейзажики помоек строек демонстраций, а в спальню к непорочной Машеньке Иосиф приходил - - - Всё выжжено. «Аве Мария», «Сикстинская Мадонна», «Страсти по Матфею», «Явление Христа народу», «Пророк», «Молитва»... Свято место пусто не бывает... Опустошенное и поруганное, оно заселя ется дикостью, злобой и бредом. Никогда не забуду смутные фрески в соборе Вологодского кремля, какими видел их в конце шестидесятых. Лики святых — всех! — были выщерблены пулями. Чья-то рука старательно стреляла в глаза. Нет во мне святого, так пусть же не будет его ни где и ни для кого! (С. Гейченко напоми нает нам в «Правде»: «...фашисты замини ровали даже могилу поэта, и лишь стреми тельный натиск наших войск не дал им привести свой злодейский замысел в испол нение. Добавлю: они упражнялись в стрель бе по иконам, под которыми в свое время лежал убитый Пушкин...») Тщетное дело! Стреляющий в святыни — стреляет в самого себя, еще и еще умертвляя свою мертвую душу. 6 Сибирские огни № 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2