Сибирские Огни № 003 - 1990
Александр ВАШ УРИН «Я ДЛЯ ДУШИ ИМЕЮ СВОЙ СВИНАРНИК...» ЗАМЕТКИ КОНСЕРВАТИВНОГО ЧИТАТЕЛЯ Слово гнило да не исходит из уст ваших!.. Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово; пусть уже лучше раздается гнилое слово о гнилых пред метах... Н. В. Гоголь П рочитал я эти стихи раз, другой, тре тий... Прочитал, утерся и подумал: а не познакомить ли мне с ними читателей жур нала? Журналов много, стихов — море, за всем не уследишь, вот и рассказать о своих открытиях. Но сделать это оказалось не так-то просто. Только начну заметки, чувст вую— не туда меня сносит. Брошу. Начну совсем по-другому и — опять брошу, не то... Что говорить, трудно все же избавляться от привычной ¡назидательности, категорич ности, нетерпимости, от нравоучительного тона. Трудно, а надо. Пора. В езде— «плю рализм мнений», полнейшая, переходящая в волю, свобода самовыражения. «Прекрасное должно быть величаво...». «Духовной жаждою томим...».— В сторону, в сторону!.. Вот и та страница, которую я только что скомкал и бросил под стол, зачем она? З а чем ее навязывать читателю? Ну, вспомни лось, как старый литератор Борис Николае вич П. рассказывал нам, тогда молодым еще, про новониколаевских нудистов: брели они, бедолаги, по сибирскому пыльному го роду в чем мать родила, а у предводителя с плеча через грудь — лента с надписью: БОГА НЕТ — СТЫД ДОЛОЙ! Вот такая картинка. Но если ее соединить с отчаянным разде ванием определенной части нашей публици стики, смелостью перестроившегося кино, с теми стихотворениями, которые вам пред стоит прочесть в этих заметках, невольно возникает вопрос: почему же у нас всегда так однообразно выходит?— свершается нечто грандиозное, вслед за земными вла дыками как бы повергается и Небесный, всякий человек начинает себя самого почи тать за полного владыку, но... Но далее яв ления миру срама своего мы не идем. То ропливо посбрасываем утлые одежки, при людно ознобимся смелостью, потешим зе вак, а там или надоест нам, или зазябнем, или повяжут всех поборники строгости и порядка. И все, конец. Ничего к жизни не добавится, разве что стыд запоздалый, про студа или более серьезные хвори, даже — душевные... Точно бес нас толкает проявить разрешенную смелость в самых простых, примитивных формах, чтобы мы до серьез ного не смогли дойти, додуматься! Выбросил я эту страницу под стол. Начал иначе. Начал с самого слова СТИХО-ТВОРЕ- НИЕ (помните — первый день творения, второй... седьмой?..). Вспомнил фразеоло гизм «дар Божий», обозначающий наличие у человека ТАЛАНТА. Вспомнил, что само слово ТАЛАНТ из Библии (Мф. 25. 18, 25, 28), где сказано — не следует талант свой зарывать в землю... Вспомнил, а потом по пытался изложить следующее: творчество, поэтическое творчество, любое доброе со зидание — это выявление в человеке — ма леньком и смертном — вселенского, вечного, Божественного начала. Созидание, творчест во как путь к бессмертию — и есть смысл жизни, дарованной нам... А заканчивал страницу стихами, которые приводит Мари на Цветаева в своих записках: ...люди живы Круговою порукой добра! Но и эту страницу дописал и отложил. Начал еще раз, совсем уж несовременно: пустился рассуждать над выражением (то же фразеологическим) — «нет у них ничего святого». Россия, Родина, Держава, Москва, Пушкин... Слово-то какое — ОТЕЧЕСТВО! Земля Отцов, в служении которым, в почи тании которых душа черпает силу, чтобы войти в ОТЕЧЕСТВО... Почему, толкаясь локтями, сопя от азар та, с серным огоньком в глазах, по ногам, по головам бегут уже толпами, чтобы по быстрее поругать святыни, покощунствовать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2