Сибирские Огни № 003 - 1990

Александр ВАШ УРИН «Я ДЛЯ ДУШИ ИМЕЮ СВОЙ СВИНАРНИК...» ЗАМЕТКИ КОНСЕРВАТИВНОГО ЧИТАТЕЛЯ Слово гнило да не исходит из уст ваших!.. Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово; пусть уже лучше раздается гнилое слово о гнилых пред­ метах... Н. В. Гоголь П рочитал я эти стихи раз, другой, тре­ тий... Прочитал, утерся и подумал: а не познакомить ли мне с ними читателей жур­ нала? Журналов много, стихов — море, за всем не уследишь, вот и рассказать о своих открытиях. Но сделать это оказалось не так-то просто. Только начну заметки, чувст­ вую— не туда меня сносит. Брошу. Начну совсем по-другому и — опять брошу, не то... Что говорить, трудно все же избавляться от привычной ¡назидательности, категорич­ ности, нетерпимости, от нравоучительного тона. Трудно, а надо. Пора. В езде— «плю­ рализм мнений», полнейшая, переходящая в волю, свобода самовыражения. «Прекрасное должно быть величаво...». «Духовной жаждою томим...».— В сторону, в сторону!.. Вот и та страница, которую я только что скомкал и бросил под стол, зачем она? З а ­ чем ее навязывать читателю? Ну, вспомни­ лось, как старый литератор Борис Николае­ вич П. рассказывал нам, тогда молодым еще, про новониколаевских нудистов: брели они, бедолаги, по сибирскому пыльному го­ роду в чем мать родила, а у предводителя с плеча через грудь — лента с надписью: БОГА НЕТ — СТЫД ДОЛОЙ! Вот такая картинка. Но если ее соединить с отчаянным разде­ ванием определенной части нашей публици­ стики, смелостью перестроившегося кино, с теми стихотворениями, которые вам пред­ стоит прочесть в этих заметках, невольно возникает вопрос: почему же у нас всегда так однообразно выходит?— свершается нечто грандиозное, вслед за земными вла­ дыками как бы повергается и Небесный, всякий человек начинает себя самого почи­ тать за полного владыку, но... Но далее яв­ ления миру срама своего мы не идем. То­ ропливо посбрасываем утлые одежки, при­ людно ознобимся смелостью, потешим зе­ вак, а там или надоест нам, или зазябнем, или повяжут всех поборники строгости и порядка. И все, конец. Ничего к жизни не добавится, разве что стыд запоздалый, про­ студа или более серьезные хвори, даже — душевные... Точно бес нас толкает проявить разрешенную смелость в самых простых, примитивных формах, чтобы мы до серьез­ ного не смогли дойти, додуматься! Выбросил я эту страницу под стол. Начал иначе. Начал с самого слова СТИХО-ТВОРЕ- НИЕ (помните — первый день творения, второй... седьмой?..). Вспомнил фразеоло­ гизм «дар Божий», обозначающий наличие у человека ТАЛАНТА. Вспомнил, что само слово ТАЛАНТ из Библии (Мф. 25. 18, 25, 28), где сказано — не следует талант свой зарывать в землю... Вспомнил, а потом по­ пытался изложить следующее: творчество, поэтическое творчество, любое доброе со­ зидание — это выявление в человеке — ма­ леньком и смертном — вселенского, вечного, Божественного начала. Созидание, творчест­ во как путь к бессмертию — и есть смысл жизни, дарованной нам... А заканчивал страницу стихами, которые приводит Мари­ на Цветаева в своих записках: ...люди живы Круговою порукой добра! Но и эту страницу дописал и отложил. Начал еще раз, совсем уж несовременно: пустился рассуждать над выражением (то­ же фразеологическим) — «нет у них ничего святого». Россия, Родина, Держава, Москва, Пушкин... Слово-то какое — ОТЕЧЕСТВО! Земля Отцов, в служении которым, в почи­ тании которых душа черпает силу, чтобы войти в ОТЕЧЕСТВО... Почему, толкаясь локтями, сопя от азар­ та, с серным огоньком в глазах, по ногам, по головам бегут уже толпами, чтобы по­ быстрее поругать святыни, покощунствовать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2