Сибирские Огни № 003 - 1990
промышленности, техники, культуры, искус ства, создание более четкой и упорядочен ной структуры власти, увеличение числа школ, больниц и т. д. Но писатель не пре увеличивает и роль императрицы, хотя объ ективно ее политика отвечала на главных этапах исторического развития государства общенациональным интересам. Величие Рос сии творилось все-таки руками ее народа. Не будь Россия действительно великой, она давно бы не выдержала испытаний собст венной трагической истории. В романе «Фаворит» четко прослежи ваются две сюжетно-композиционные ли нии — Екатерины II и князя Потемкина. Действие романа открывается двумя от правными событиями: в захолустном смо ленском владении отставного секунд-майо ра А. В. Потемкина рождается сын Григо рий — будущий всесильный фаворит импе ратрицы, а в это же время за многие сотни верст от русской земли, в Ангальт-Цербст- ском княжестве в Померании юная честолю бивая принцесса Софья-Шарлотта — буду щая Екатерина II — грезит об император ской короне... В. Пикуль предельно точно воспроизводит историческую обстановку, когда никому не известная принцесса взошла на русский пре стол. Историк В. Буганов свидетельствует: «В романе хорошо показано, что оба героя начали свой жизненный путь с огромным запасом энергии и честолюбия, расчетливо сти и дальновидности. Будущая императри ца всероссийская, тогда еще 15-летняя Фике, как звали ее близкие, приехав в Россию, сразу же расположила к себе русских дво рян... То же в значительной степени можно сказать о Потемкине, которого судьба и случай столкнули с умной и расчетливой ве ликой княгиней и надолго связали с импе ратрицей». Эпичность романа подтверждается и ши роким охватом событий екатерининских вре мен, когда Россия в полный голос заявила о себе на мировой политической арене, и интеллектуальной насыщенностью сюжета: на страницах романа действуют не только правители, политики, дипломаты, полковод цы, но и великие ученые, писатели... Сюжет ные коллизии книги не замыкаются сферой внутридворцовых интриг, борьбой влия тельных группировок вокруг трона. Главным вершителем истории остается народ. На то, что «Фаворит» — эпическая хроника россий ской жизни второй половины XVIII в., сра зу же обратила внимание пресса («Совет ская Россия», 9 июня 1985 г.). Жанр романа-хроники предполагает, есте ственно, максимально правдивое изображе ние истории. Включение ряда вымышленных эпизодов и героев в произведение в то же время не противоречит этой общей линии. «В романе только один вымышленный ге рой, но образ его создан на основе подлин ных фактов. Все остальные — достоверные личности, а диалоги их подтверждены пере пискою и другими документами той эпохи», — предуведомляет автор. В самом деле, в «Фаворите», быть может, в большей степени, нежели в предыдущих романах, проявилось умение писателя про никать в духовный мир как реальных исто рических, так и вымышленных героев. Ис пользуя многочисленные фактические источ ники и воспоминания современников, В. Пи куль воссоздает живые портреты людей той эпохи. Хроника истории, преломленная в творче ском сознании автора, стала художествен ной хроникой, обогащенной вымыслом и домыслом. Сложна, противоречива, не ли шена природного дара сама императрица, сочетающая в себе и лицемерную холод ность, и ничем не прикрытую социальную демагогию, и умение тонко лавировать меж ду различными слоями дворянства и вознес шей ее на престол столичной бюрократией, и, наконец, яростную ненависть к какому бы то ни было подлинному свободомыслию. Презрение к народу-холопу — определяю щая черта деспотичной правительницы. Образы Екатерины II и князя Потемкина воплощают в себе черты конкретно-истори ческих лиц и вместе с тем олицетворяют свою эпоху, пороки «придворного общест ва», чуждого народным чаяниям и нуждам. В. Пикуль значительно расширил и наши представления о князе Потемкине, сделав шем немало для процветания страны. Это не просто фаворит, каких знала во множе стве монархическая Европа, «это уже целая эпоха», как пишет автор. Впервые за всю историю фаворитизма после взаимного ох лаждения Екатерина оставила за Потемки ным все его ответственные государственные посты. Познавательность романа «Фаворит» бес спорна. Полемику вызывает его эстетиче ская сторона. Современный интерес к историческому роману (рассказу, повести) велик. Но не только массовому читателю, а подчас и спе циалисту бывает трудно отличить настоящее произведение от подделки. Этот интерес вызвал появление и серьезных произведений, пронизанных чувством подлинного уваже ния к памяти предков, и фальсифицирован ных, в которых нарушены основные прин ципы историзма. Произведения легковесные, в которых история служит для антуража, для выражения собственных идей, взглядов, идут вразрез с лучшей национально-патрио тической традицией русского исторического романа. Немногие из современных писателей вы зывают к себе такой притягательный инте рес, как В. Пикуль. И мало чьи произведе ния столь скудно освещены в литературове дении. Пришла пора обстоятельного анали за оригинального художественного мышле ния этого крупного мастера историко-герои ческой литературы. И тут необходимо пого ворить прежде всего о языке как важней шем показателе эстетической самобытности В. Пикуля. Как известно, обладая образ ностью, эмоциональностью, многозначностью (в отличие от научного языка), язык исто рической прозы по-своему неповторим, со стоит из различных по времени образования лексических групп, пластов, обладает своим богатым словарем, синтаксисом, осо быми выразительными интонациями, создает эффект исторического присутствия. В последнее время у наших писателей- историков наметился острый интерес к на родно-речевой стихии. Чем это объяснить? Тут и любовь к красочному устному слову, никогда не терявшему поэтической прелести, и понимание того, что между «чистым» ли тературным и диалектными языками не бы ло и нет резко разделенных границ. «Так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2