Сибирские Огни № 003 - 1990

промышленности, техники, культуры, искус­ ства, создание более четкой и упорядочен­ ной структуры власти, увеличение числа школ, больниц и т. д. Но писатель не пре­ увеличивает и роль императрицы, хотя объ­ ективно ее политика отвечала на главных этапах исторического развития государства общенациональным интересам. Величие Рос­ сии творилось все-таки руками ее народа. Не будь Россия действительно великой, она давно бы не выдержала испытаний собст­ венной трагической истории. В романе «Фаворит» четко прослежи­ ваются две сюжетно-композиционные ли­ нии — Екатерины II и князя Потемкина. Действие романа открывается двумя от­ правными событиями: в захолустном смо­ ленском владении отставного секунд-майо­ ра А. В. Потемкина рождается сын Григо­ рий — будущий всесильный фаворит импе­ ратрицы, а в это же время за многие сотни верст от русской земли, в Ангальт-Цербст- ском княжестве в Померании юная честолю­ бивая принцесса Софья-Шарлотта — буду­ щая Екатерина II — грезит об император­ ской короне... В. Пикуль предельно точно воспроизводит историческую обстановку, когда никому не известная принцесса взошла на русский пре­ стол. Историк В. Буганов свидетельствует: «В романе хорошо показано, что оба героя начали свой жизненный путь с огромным запасом энергии и честолюбия, расчетливо­ сти и дальновидности. Будущая императри­ ца всероссийская, тогда еще 15-летняя Фике, как звали ее близкие, приехав в Россию, сразу же расположила к себе русских дво­ рян... То же в значительной степени можно сказать о Потемкине, которого судьба и случай столкнули с умной и расчетливой ве­ ликой княгиней и надолго связали с импе­ ратрицей». Эпичность романа подтверждается и ши­ роким охватом событий екатерининских вре­ мен, когда Россия в полный голос заявила о себе на мировой политической арене, и интеллектуальной насыщенностью сюжета: на страницах романа действуют не только правители, политики, дипломаты, полковод­ цы, но и великие ученые, писатели... Сюжет­ ные коллизии книги не замыкаются сферой внутридворцовых интриг, борьбой влия­ тельных группировок вокруг трона. Главным вершителем истории остается народ. На то, что «Фаворит» — эпическая хроника россий­ ской жизни второй половины XVIII в., сра­ зу же обратила внимание пресса («Совет­ ская Россия», 9 июня 1985 г.). Жанр романа-хроники предполагает, есте­ ственно, максимально правдивое изображе­ ние истории. Включение ряда вымышленных эпизодов и героев в произведение в то же время не противоречит этой общей линии. «В романе только один вымышленный ге­ рой, но образ его создан на основе подлин­ ных фактов. Все остальные — достоверные личности, а диалоги их подтверждены пере­ пискою и другими документами той эпохи», — предуведомляет автор. В самом деле, в «Фаворите», быть может, в большей степени, нежели в предыдущих романах, проявилось умение писателя про­ никать в духовный мир как реальных исто­ рических, так и вымышленных героев. Ис­ пользуя многочисленные фактические источ­ ники и воспоминания современников, В. Пи­ куль воссоздает живые портреты людей той эпохи. Хроника истории, преломленная в творче­ ском сознании автора, стала художествен­ ной хроникой, обогащенной вымыслом и домыслом. Сложна, противоречива, не ли­ шена природного дара сама императрица, сочетающая в себе и лицемерную холод­ ность, и ничем не прикрытую социальную демагогию, и умение тонко лавировать меж­ ду различными слоями дворянства и вознес­ шей ее на престол столичной бюрократией, и, наконец, яростную ненависть к какому бы то ни было подлинному свободомыслию. Презрение к народу-холопу — определяю­ щая черта деспотичной правительницы. Образы Екатерины II и князя Потемкина воплощают в себе черты конкретно-истори­ ческих лиц и вместе с тем олицетворяют свою эпоху, пороки «придворного общест­ ва», чуждого народным чаяниям и нуждам. В. Пикуль значительно расширил и наши представления о князе Потемкине, сделав­ шем немало для процветания страны. Это не просто фаворит, каких знала во множе­ стве монархическая Европа, «это уже целая эпоха», как пишет автор. Впервые за всю историю фаворитизма после взаимного ох­ лаждения Екатерина оставила за Потемки­ ным все его ответственные государственные посты. Познавательность романа «Фаворит» бес­ спорна. Полемику вызывает его эстетиче­ ская сторона. Современный интерес к историческому роману (рассказу, повести) велик. Но не только массовому читателю, а подчас и спе­ циалисту бывает трудно отличить настоящее произведение от подделки. Этот интерес вызвал появление и серьезных произведений, пронизанных чувством подлинного уваже­ ния к памяти предков, и фальсифицирован­ ных, в которых нарушены основные прин­ ципы историзма. Произведения легковесные, в которых история служит для антуража, для выражения собственных идей, взглядов, идут вразрез с лучшей национально-патрио­ тической традицией русского исторического романа. Немногие из современных писателей вы­ зывают к себе такой притягательный инте­ рес, как В. Пикуль. И мало чьи произведе­ ния столь скудно освещены в литературове­ дении. Пришла пора обстоятельного анали­ за оригинального художественного мышле­ ния этого крупного мастера историко-герои­ ческой литературы. И тут необходимо пого­ ворить прежде всего о языке как важней­ шем показателе эстетической самобытности В. Пикуля. Как известно, обладая образ­ ностью, эмоциональностью, многозначностью (в отличие от научного языка), язык исто­ рической прозы по-своему неповторим, со­ стоит из различных по времени образования лексических групп, пластов, обладает своим богатым словарем, синтаксисом, осо­ быми выразительными интонациями, создает эффект исторического присутствия. В последнее время у наших писателей- историков наметился острый интерес к на­ родно-речевой стихии. Чем это объяснить? Тут и любовь к красочному устному слову, никогда не терявшему поэтической прелести, и понимание того, что между «чистым» ли­ тературным и диалектными языками не бы­ ло и нет резко разделенных границ. «Так

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2