Сибирские Огни № 003 - 1990
даже кайзера. Количество блюд сократили в ставке до трех... Перед сном Вильгельм принял ванну. Лохань, сделанная по его эскизам брюссельскими заводами, занимала целый вагон. Ванна-вагон была отлита из дефицитной меди. Из тех самых тазов и та релок, из дверных ручек и ложек, которые конфисковали у населения ради победы «германского духа». Кайзер плавал в ваго не-ванне, величественно размышляя о стра тегической важности Кассарского плеса...» «Смех — одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится», — говорил Герцен. Саркастический смех В. Пикуля как нельзя лучше подтверждает эту мысль. Особенно зло и беспощадно об личаются имперские устремления поли тиканов •— прошлых и нынешних, мечтаю щих поставить Россию на колени, покорить мир. Таков Отто Бисмарк — министр ино странных дел Пруссии с 1862 г. и рейхсканц лер Германской империи с 1871 по 1890 г. (в романе «Битва железных канцлеров»), родоначальник германского милитаризма. Зная об общепризнанном таланте Бисмарка- дипломата, автор не рискнул подвергнуть его осмеянию в данном качестве — это про тиворечило бы исторической истине. Бис марк — грубый солдафон, но он и трезвый политик, предостерегающий своих опьянен ных победами вояк от безумного намерения «упрятать Россию за Урал». Бисмарк оста вил заметный след в европейской политике, осуществив объединение Германии. Зато из вестен убогий нравственный мир «великого» дипломата. Во время похода на Францию прусская армия изголодалась и устала, обо зы с провиантом отстали, «Бисмарк ехал с герцогом Шверинским и американским атта ше Шериданом — тоже голодные, как вол ки. Всевышний где-то послал канцлеру пя ток яиц. Зайдя за угол дома, Бисмарк вы пил два — сырыми, а три яйца он честно принес на ладони — Это вам, герцог, это вам, атташе, а од но мне... И он с удовольствием проглотил третье!» В этой краткой, не лишенной язвительной усмешки автора сцене «железный канцлер» предстает мелким и жуликоватым челове ком. Антигуманными, националистическими были выработанные им принципы междуна родной политики, направленные против Рос сии, которую всю свою жизнь он мечтал по ставить на колени. Следуя принципу сатирической типизации, В. Пикуль лишает Бисмарка ореола исклю чительности, «снижая» его образ, превра щая из фигуры величественной, каким он отражен в буржуазной историографии, в комическую и ничтожную... По поводу романов В. Пикуля в критике давно ведется полемика. Однако, думается, правомерность «пикулевского типа» истори ческого романа нельзя отрицать, и именно с этой точки зрения следует его оценивать. Безусловно, в произведениях В. Пикуля по лучает отражение главным образом жизнь «верхних этажей» буржуазного или дворян ского общества. Но это вовсе не политико дворцовая историческая беллетристика типа дрюоновских «Проклятых королей». Впро чем, жизнь простонародья также получила отражение в исторической прозе писателя: в его романах активно действуют казаки и крестьяне, матросы и беглые, разбойники и работные люди. Современный историк В. Буганов писал: «Диалектика истории, по мимо прочего, состоит и в том, что антаго нистические общества, и феодальная Россия в их числе, развиваются, движутся вперед усилиями всех классов и слоев. Вклад по следних различен. Решающую роль играют классы производящие, они — движущая сила, творцы истории. Но и господствующие классы в лице правителей, политиков, адми нистраторов, дипломатов, полководцев, иде ологов, деятелей культуры так или иначе вносят свою лепту в решение национальных задач. Правящая верхушка наряду с выпол нением воли господствующего класса, защи той его классовых интересов плохо или хо рошо, но исполняет и другую функцию, важ ную не только для этого класса, но и для всей страны,— функцию организации и мо билизации ее сил на достижение очередных целей в области внутренней и внешней по литики» («Вопросы истории», 1985, № п ) . Внимание советских романистов всегда привлекали события первой четверти или второй половины XVII в., а середина этого столетия оставалась художественно не ос военной, как, впрочем, мало она исследова на и в исторической науке. Этот «вакуум» и стремится заполнить В. Пикуль романами «Пером и шпагой» и «Слово и дело», посвя щенными развитию прусско-русских, а поз же германо-русских государственных отно шений. Тематическим продолжением их стал роман «Фаворит»— панорама русской жиз ни времен правления Екатерины II и ее фа ворита князя Потемкина. Тут представлены самые различные слои социальной структу ры — от крестьян, солдат и матросов до все сильных монархов, полководцев, высших сановников. «В этой связи хочется подчерк нуть, что во всем романе лучшими страни цами являются те, где изображены дейст вия главного персонажа истории — народа, — подчеркнул историк Ю. Лимонов.— Дей ствительно, очень трудная и чрезвычайно сложная задача — показать в романе под таким названием, как «Фаворит», роль на родных масс в историческом процессе, и на до прямо сказать, что задача эта решена автором талантливо. Простой крестьянин, мастеровой, солдат и матрос — вот главные герои, которые защищают Родину, возделы вают землю, строят города. Именно их труд, их деятельность — залог экономического, политического и культурного развития чело веческого общества» («О романе В. Пикуля «Фаворит». В кн.: В. С. Пикуль. Фаворит. М„ 1985). В этом произведении проявилось фунда ментальное знание автором сложной, проти воречивой эпохи, умение систематизировать фактический материал, угадывать ведущие тенденции исторического процесса. Писатель не отступает от избранного им хроникально го принципа изображения действительно сти, отражая поступательный ход истории во взаимодействии личности и общества. Многомерно, психологически убедительно воссоздан образ Екатерины I I— классиче ский пример монарха просвещенного абсо лютизма, «Тартюф в юбке», по меткому за мечанию А. С. Пушкина. Автор не затуше вывает успехи государственного правления императрицы: политическое укрепление России на международной арене, внутрен ние реформы, направленные на развитие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2