Сибирские Огни № 003 - 1990

даже кайзера. Количество блюд сократили в ставке до трех... Перед сном Вильгельм принял ванну. Лохань, сделанная по его эскизам брюссельскими заводами, занимала целый вагон. Ванна-вагон была отлита из дефицитной меди. Из тех самых тазов и та­ релок, из дверных ручек и ложек, которые конфисковали у населения ради победы «германского духа». Кайзер плавал в ваго­ не-ванне, величественно размышляя о стра­ тегической важности Кассарского плеса...» «Смех — одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится», — говорил Герцен. Саркастический смех В. Пикуля как нельзя лучше подтверждает эту мысль. Особенно зло и беспощадно об­ личаются имперские устремления поли­ тиканов •— прошлых и нынешних, мечтаю­ щих поставить Россию на колени, покорить мир. Таков Отто Бисмарк — министр ино­ странных дел Пруссии с 1862 г. и рейхсканц­ лер Германской империи с 1871 по 1890 г. (в романе «Битва железных канцлеров»), родоначальник германского милитаризма. Зная об общепризнанном таланте Бисмарка- дипломата, автор не рискнул подвергнуть его осмеянию в данном качестве — это про­ тиворечило бы исторической истине. Бис­ марк — грубый солдафон, но он и трезвый политик, предостерегающий своих опьянен­ ных победами вояк от безумного намерения «упрятать Россию за Урал». Бисмарк оста­ вил заметный след в европейской политике, осуществив объединение Германии. Зато из­ вестен убогий нравственный мир «великого» дипломата. Во время похода на Францию прусская армия изголодалась и устала, обо­ зы с провиантом отстали, «Бисмарк ехал с герцогом Шверинским и американским атта­ ше Шериданом — тоже голодные, как вол­ ки. Всевышний где-то послал канцлеру пя­ ток яиц. Зайдя за угол дома, Бисмарк вы­ пил два — сырыми, а три яйца он честно принес на ладони — Это вам, герцог, это вам, атташе, а од­ но мне... И он с удовольствием проглотил третье!» В этой краткой, не лишенной язвительной усмешки автора сцене «железный канцлер» предстает мелким и жуликоватым челове­ ком. Антигуманными, националистическими были выработанные им принципы междуна­ родной политики, направленные против Рос­ сии, которую всю свою жизнь он мечтал по­ ставить на колени. Следуя принципу сатирической типизации, В. Пикуль лишает Бисмарка ореола исклю­ чительности, «снижая» его образ, превра­ щая из фигуры величественной, каким он отражен в буржуазной историографии, в комическую и ничтожную... По поводу романов В. Пикуля в критике давно ведется полемика. Однако, думается, правомерность «пикулевского типа» истори­ ческого романа нельзя отрицать, и именно с этой точки зрения следует его оценивать. Безусловно, в произведениях В. Пикуля по­ лучает отражение главным образом жизнь «верхних этажей» буржуазного или дворян­ ского общества. Но это вовсе не политико­ дворцовая историческая беллетристика типа дрюоновских «Проклятых королей». Впро­ чем, жизнь простонародья также получила отражение в исторической прозе писателя: в его романах активно действуют казаки и крестьяне, матросы и беглые, разбойники и работные люди. Современный историк В. Буганов писал: «Диалектика истории, по­ мимо прочего, состоит и в том, что антаго­ нистические общества, и феодальная Россия в их числе, развиваются, движутся вперед усилиями всех классов и слоев. Вклад по­ следних различен. Решающую роль играют классы производящие, они — движущая сила, творцы истории. Но и господствующие классы в лице правителей, политиков, адми­ нистраторов, дипломатов, полководцев, иде­ ологов, деятелей культуры так или иначе вносят свою лепту в решение национальных задач. Правящая верхушка наряду с выпол­ нением воли господствующего класса, защи­ той его классовых интересов плохо или хо­ рошо, но исполняет и другую функцию, важ­ ную не только для этого класса, но и для всей страны,— функцию организации и мо­ билизации ее сил на достижение очередных целей в области внутренней и внешней по­ литики» («Вопросы истории», 1985, № п ) . Внимание советских романистов всегда привлекали события первой четверти или второй половины XVII в., а середина этого столетия оставалась художественно не ос­ военной, как, впрочем, мало она исследова­ на и в исторической науке. Этот «вакуум» и стремится заполнить В. Пикуль романами «Пером и шпагой» и «Слово и дело», посвя­ щенными развитию прусско-русских, а поз­ же германо-русских государственных отно­ шений. Тематическим продолжением их стал роман «Фаворит»— панорама русской жиз­ ни времен правления Екатерины II и ее фа­ ворита князя Потемкина. Тут представлены самые различные слои социальной структу­ ры — от крестьян, солдат и матросов до все­ сильных монархов, полководцев, высших сановников. «В этой связи хочется подчерк­ нуть, что во всем романе лучшими страни­ цами являются те, где изображены дейст­ вия главного персонажа истории — народа, — подчеркнул историк Ю. Лимонов.— Дей­ ствительно, очень трудная и чрезвычайно сложная задача — показать в романе под таким названием, как «Фаворит», роль на­ родных масс в историческом процессе, и на­ до прямо сказать, что задача эта решена автором талантливо. Простой крестьянин, мастеровой, солдат и матрос — вот главные герои, которые защищают Родину, возделы­ вают землю, строят города. Именно их труд, их деятельность — залог экономического, политического и культурного развития чело­ веческого общества» («О романе В. Пикуля «Фаворит». В кн.: В. С. Пикуль. Фаворит. М„ 1985). В этом произведении проявилось фунда­ ментальное знание автором сложной, проти­ воречивой эпохи, умение систематизировать фактический материал, угадывать ведущие тенденции исторического процесса. Писатель не отступает от избранного им хроникально­ го принципа изображения действительно­ сти, отражая поступательный ход истории во взаимодействии личности и общества. Многомерно, психологически убедительно воссоздан образ Екатерины I I— классиче­ ский пример монарха просвещенного абсо­ лютизма, «Тартюф в юбке», по меткому за­ мечанию А. С. Пушкина. Автор не затуше­ вывает успехи государственного правления императрицы: политическое укрепление России на международной арене, внутрен­ ние реформы, направленные на развитие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2