Сибирские Огни № 003 - 1990
нажей В. Пикуля. Взять хотя бы линию лейтенанта Артемьева из романа «Моон зунд»: в ней воплотились светлая романти ка, грустный лиризм души, истинно русское жизнелюбие, вера в высокий гуманистиче ский идеал. Автор создал социально емкий, выразительный портрет русского военного интеллигента революционной поры. Под не сомненным влиянием эпопеи «Емельян Пу гачев» написан и роман «Фаворит». Основным источником для обоих романов стали документы «высшей пробы», то есть такие, достоверность которых не подлежит сомнению. Отмечая определенные заслуги Екатерины II, князя Потемкина перед Рос сией, В. Шишков и В. Пикуль предельно историчны: главным действующим лицом истории у них показаны народные массы. Писатели оценивают деяния предков по их вкладу в общее национально-государствен ное дело, исповедуют единую концепцию исторических реалий, связанных с жизнью России XVIII столетия. Скажем, исключи тельно ярко, живописно высвечена фигура многоопытного, хитроумного царедворца — князя Потемкина. Он не просто распутник, пьяница, гуляка, любитель подебоширить и запустить руку в государственный карман, как это закрепилось в нашей историографии, но и пламенный патриот своей Отчизны, стратег, дипломат, вовсе не подсиживающий Суворова и жаждущий присвоить его лав ры, как традиционно пишут историки. Сла ва богу, славы в России на всех героев хва тало во все времена!.. И В. Шишков, и В. Пикуль показали Потемкина подлинным служителем Отечества. В романе «Фаворит» убедительно опро вергнут досужий миф о так называемых «потемкинских деревнях». Никаких «потем кинских деревень», собственно, и не было в действительности,— это злая выдумка бур жуазных историков, вознамерившихся обол гать русскую историю. Одна читательница справедливо возмутилась: «Всю жизнь меня мучил вопрос, как ухитрился Потемкин «на рисовать» деревни по пути следования Ека терины, и какой надо быть дурой, чтобы этого не заметить. Сейчас меня мучает дру гое: кто и зачем так беспардонно «кормил» нас такой «липой», распространив злонаме ренную фальсификацию...» В. Пикуль тяготеет к хроникальному прин ципу художественного изображения. Все его романы можно выстроить в единый компо зиционный ряд — хроники жизни России от XVII до начала XX вв. «Обычно меня тянет хронология,— говорит автор,— Она, по су ществу, является моим планом. Я лучше пойду на ухудшение композиции, но сохра ню точность исторической фактуры. ...Как совместить историю с литературой без ущерба? Не знаю, вопрос очень сложный. Но все-таки считаю: важней быть точным в истории, где-то даже поступившись своими писательскими интересами. ^...Исторический роман — это какой-то особый род литерату ры здесь возможны разные подходы к ма териалу. Я, например, являюсь сторонником метода В. Шишкова в его «Емельяне Пуга чеве». Немножко рыхловато, даже порой тяже ловесно, но зато точно, последовательно и очень широко» («Студенческий меридиан», Обращение писателя к истории в форме политической хроники представляется инте ресным и плодотворным. Этот жанр вы звал объективную необходимость использо вать элементы публицистики. Авторские комментарии, отступления, разъяснения усиливают эмоциональный заряд, эстетиче ское воздействие. «Битва железных канцле ров» определена писателем романом «сугубо политическим. Без прикрас. Без вымысла. Без лирики». Автор может решительно пре рвать сюжетное действие и «поговорить» с читателем. Вот одно из таких «обращений» в романе «Моонзунд»: «Читатель! Если ты не щедр на радости жизни и тебя не волну ет гневное кипение моря, если твоя хата с краю и остальное ничто уже тебя не касает ся, если ты никогда не совершал диких без умств в любви и тихо, никому глаз не мозо ля, укрываешься в кооперативной квартирке от уплаты алиментов, если тебе, как ты не раз заявлял, «все уже надоело» и ты не хо дишь в кино смотреть военные фильмы, ес ли закаты отполыхали над твоим сердцем, сморщенным в скупости чувств,— тогда я заявляю тебе сразу: — Оставь эту книгу! Можешь не читать ее дальше... В самом деле, стоит ли тебе на прасно мучиться? Возьми с полки справоч ник, раскрой его на букве М, отыщи слово «Моонзунд», и там, из десяти скупых стро чек, ты вкратце узнаешь все, что поведано мною на последних страницах». Что же вызвало столь категоричный тон? Материал «Моонзунда». Героизм и патри отизм моряков русского флота, которые шли на смерть, защищая Советскую власть. Публицистичность — новое качество сов ременного исторического романа. Не следу ет, однако, смешивать родственные, но не идентичные понятия: публицистику как вид литературы и публицистичность — органи чески присущий писателю характер мышле ния. Публицистичность усиливает идейно эмоциональное воздействие произведения на читателя. Жанровый синтез свидетельст вует о новых выразительных возможностях исторического романа. Романы В. Пикуля включают эпизоды трагические и героические. Повествование окрашено иронией и юмором. Это способст вует яркому, контрастному изображению сложной, противоречивой действительности. Усложнение жанра выводит его за рамки традиционной приключенческой тематики. При этом писатель увлекательно выстраи вает сюжет и сам увлечен, ему одинаково доступны лирика и драматизм. Стилевой диапазон исторической прозы В. Пикуля очень широк: со строго реали стическими картинами соседствуют роман тические, возвышенные. Сатирические зари совки обычно адресуются сильным мира се го: кайзеру Германии Вильгельму («Моон зунд»), императрице Анне Иоанновне, Би рону, Остерману, Андрею Ушакову («Слово и дело»), прусскому канцлеру Бисмарку («Битва железных канцлеров») и т. д. Са тирическое и драматическое часто взаимо действуют. Так, в одной из глав «Моонзун да» показана гибель женщин и детей при наступлении немцев. В следующей главе с едким сарказмом обрисован «военный» быт кайзера Вильгельма: он и его многочислен ная свита объедаются майонезом, кексами, лососиной и мороженым. «Голод коснулся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2