Сибирские Огни № 003 - 1990

вый год Советской власти Балтийский флот одержал крупную, важную победу, достав­ шуюся ценою трагических испытаний. За историей лейтенанта Артемьева — главного героя произведения — реально угадывается судьба морского офицера Николая Сергееви­ ча Бартенева. После выхода в свет романа «Моонзунд» автор установил: прототип его героя дожил до начала шестидесятых годов, а трое его сыновей — Петр, Владимир и Сергей — сражались и героически пали на фронтах Великой Отечественной войны... Ведущую роль для В. Пикуля играет по­ ложительный пример, героико-патриотиче­ ская тенденциозность. Это те исторические весы, на которых измеряется гражданская сущность того или иного персонажа повест­ вования. Сегодня нашему читателю, наше­ му времени требуются сильные натуры. Именно к ним, победившим время, тяготеет В. Пикуль. Это неординарные личности, пламенные патриоты, сыгравшие заметную роль в укреплении Отечества, в становлении русского духа. Незаслуженно забытые имена и события отечественной истории — вот что занимает писателя в первую очередь. Отсюда и яркое воссоздание таких реальных лиц, как пору­ чик Карабанов («Баязет»), граф Волынский («Слово и дело»), гвардейский офицер Ис- полатов-Ипостасьев («На задворках великой империи»), фельдмаршал Салтыков («Пе­ ром и шпагой»), канцлер Горчаков («Битва железных канцлеров»), Потемкин («Фаво­ рит») и другие. Лица разные, за ними вста­ ют важные события прошлого. Уроки их жизни обогащают нас чувством памяти, чувством сопричастности великим деяниям предков. И чем лучше мы, потомки, будем осведомлены о них, тем крепче будет духов­ ная сила народа. История — не замкнутый круг, не только память о былом. Прямо или косвенно она влияет на современность, и все, о чем пи­ шет В. Пикуль, так или иначе взаимодейст­ вует с современностью. Как человека, прошедшего войну, его жи­ во интересуют истоки героизма советских людей, исторические корни германского милитаризма, породившего две кровавые мировые бойни. Сейчас, когда вопрос о мир­ ном сосуществовании государств с различ­ ным общественно-политическим строем пря­ мо связан с насущной задачей полного и всеобщего разоружения, уместно вспомнить, что именно России принадлежит пальма пер­ венства в инициативе такого разоружения. Еще в 1874 г. канцлер Горчаков предложил европейским державам мирный проект, вы­ работанный им лично. Это был знаменитый циркуляр о разоружении, призывавший соз­ вать мирную конференцию государств, обла­ дающих армиями и флотами. В «Лесном до­ мике» под Гаагой открылась мирная кон­ ференция двадцати шести вооруженных го­ сударств,— зал украшала аллегорическая картина дружбы народов, с надписью по- латыни: «Величайшая победа та, которой обретается мир». В. Пикуль —- автор многочисленных исто­ рических новелл и фронтовых хроник о Ве­ ликой Отечественной войне. Лучшая из них — «Реквием каравану РО-17». Тот караван судов, который так был нам нужен в гроз­ ный час защиты Сталинграда, согласно «планомерному расчету союзной политики», был принесен в жертву узкоэгоистическим, антисоветским замыслам английского воен­ ного командования. К такому выводу писа­ тель пришел не путем каких-то хитроумных домыслов, а трезво выверяя документы и факты. Главной причиной гибели каравана явилось намерение правительства Англии — и прежде всего ярого выразителя интересов империалистических кругов Черчилля — в роковой час предать нас... Психологический по форме, политический по содержанию, роман-хроника «Реквием каравану Р(3-17» — страстное обличение тех, кто в ущерб национальным интересам своих народов пошел на неслыханное веро­ ломство, отбросив понятия воинского долга и честш Но прежде всего это роман о неиз­ меримой силе духа, мужестве и морском братстве советских и английских моряков. Изображая боевые подвиги тружеников мо­ ря, В. Пикуль продолжает замечательные патриотические традиции наших писателей- маринистов: С. Сергеева-Ценского, А. Нови- кова-Прибоя, А. Степанова, Л. Соболева. В прозе В. Пикуля нас захватывают глу­ бокий, сложившийся в непреклонное убеж­ дение, патриотизм, поистине юношеская влюбленность в родную историю, неудержи­ мая, страстная до самозабвения жажда вернуть потомкам незаслуженно забытые имена. В Риге живет бывший военный летчик- истребитель, полковник в отставке Юрий Данилович Вовк — давний друг писателя. «За что я люблю книги Валентина Саввича? — размышляет ветеран.— В них судьба мое­ го Отечества, а значит, и моя судьба. Ведь где-то там, в дали веков, затерялись следы и моих предков, мои национальные и духов­ ные корни. До чтения романов Пикуля я как-то об этом не задумывался. А как же жить без корней? Без них нельзя. Упа­ дешь...» Возможно, писатель где-то резок, а где-то прямолинеен в оценках, но позиция его чет­ ко и недвусмысленно определена. Он тверд и неуступчив, когда сталкивается с космопо­ литами, «подпольными оппозиционерами», любящими повитийствовать на отвлеченные темы, не признающими самоценности патри­ отизма, отождествляющими патриотизм с национализмом, а национальное самоут­ верждение — с шовинизмом. В такие мину­ ты он суров и тяжел, словно камень-валун, каких множество на побережье древней Балтики,— они образовали незыблемую гря­ ду российских северных границ... Жизнь коротка. А время и искусство — бесконечны. Книги В. Пикуля помогают за­ печатлеть незабываемые мгновения истори­ ческой памяти. Однако напрасно думать, что автор уводит нас в мир забытых вещей и событий, воскрешая этнографические и бытовые реалии ради них самих. «Я думаю, что автор вольно или невольно всегда будет думать о современности, и, безусловно, ка­ кие-то аналогии между прошлым и настоя­ щим закономерны,— говорит В. Пикуль. — Я до сих пор благодарен покойному писате­ лю Сергею Смирнову, который открыл нам героев Брестской крепости. После этого я нашел сам себя как литератор, начав писать исторический роман «Баязет», где, по сути дела, очень схожие ситуации между защи­ той Баязета и крепости-героя Бреста в 1941 году. Началось у нас освоение целинных зе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2