Сибирские Огни № 003 - 1990
Владимир ЮДИН МГНОВЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ С овременная историческая проза не прерывно и интенсивно обновляется, обогащается. Это связано и с прихо дом в литературу свежих сил, одаренных творческих индивидуальностей, и с общим процессом усиления эпизации в литературе. Не случайно, потеснив другие жанры, впе ред выдвинулся роман с его панорамным, широкоохватным способом изображения жизни. Ныне приходится говорить не столь ко о различии жанров, в том числе истори ческих и не исторических, сколько об их взаимном сближении, даже взаимопроник новении. Впрочем, может быть, это знамену ет возвращение литературы в новом качест ве к первоистокам художественного созна ния, когда один жанр произрастал из дру гого, а отпочкования следующих плодили все новые и новые виды... Синтетичность жанров (и на этой почве их взаимное обо гащение) — характерная тенденция искус ства наших дней, представляющая, конечно, не механическое соединение жанровых форм, а отражение возросшего уровня ху дожественного познания, углубление фило софии мышления. Предпосылки романного мышления, ука зывал Н. Гуляев, сложились еще в антич ности, суть их состояла «в оценке и художе ственном воспроизведении действительности с точки зрения отдельного человека» («Тео рия литературы», М., 1985). В советской литературе исторический ро ман не утратил своей познавательно-эстети ческой специфики, обогатился новыми каче ствами — публицистичностью, перекличкой истории и современности, усилением автор ского начала, исследовательской глубиной. В лучших своих образцах он стал эпиче ским романом, широко охватывающим на родную жизнь и изображающим народ как ведущую силу социального прогресса. Вспомним романы «Память» В. Чивилихина, «Я пришел дать вам волю» В. Шукшина, цикл исторических хроник «Государи Мо сковские» Д . Балашова, романы Э. Зорина, Э. Сафонова, К. Лагунова, Н. Шмакова, Э. Скобелева, И. Шамякина, В. Замыслова, О. Михайлова, В. Ганичева и др. К этому ряду писателей может быть при числено имя популярного в нашей стране прозаика Валентина Пикуля. Его романы об истории нашей Родины все чаще стали за мечать критики и литературоведы. Скажем, видный теоретик исторической прозы С. Петров в своей работе «Социалистиче ский реализм»-(М., 1984) правомерно ставит До края полное сердце вылью в исповеди. В. Маяковский романы В. Пикуля в ряд лучших историче ских книг современности. «Всегда присущее советскому историческому роману обличе ние правящих кругов царской России, ее господствующих классов,— пишет он,— со храняется и на новом этапе его развития. В этом отношении примечателен историче ский роман «Слово и дело» В. Пикуля о мрачном времени бироновщины...». Патриотизм, гражданственность, уважи тельное отношение к памяти предков — ве дущие черты исторической прозы В. Пикуля. Историческая литература призвана показы вать людей, оставивших заметный след в движении общества по пути прогресса, яв ляющихся гордостью нации, примером без заветного служения Отчизне. Творчество В. Пикуля актуально, утверждает позитив ные духовные ценности. За более чем четверть века своей творче ской деятельности писатель создал свыше двух десятков исторических романов, не сколько томов миниатюр. Две темы, две страсти волнуют В. Пику ля: русский военно-морской флот и отечест венная история. Размышляя о мужестве и героизме соотечественников в годы Вели кой Отечественной войны, писатель заду мался об исторических истоках нашего пат риотического сознания, об эстафете подви га, о несгибаемой воле русского человека. Творческий девиз автора — слова А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих пред ков не только можно, но и должно; не ува жать оной — есть постыдное малодушие». «Почему я выбрал историю? — задумыва ется писатель.— Захотелось больше узнать о тех краях, за которые воевал. Там ничего не было — камни, вода да небо. Но, навер но, и здесь есть своя история...» («В мире книг», 1987, № 2). Первым романом о русской истории у В. Пикуля был «Баязет» (I960), повествую щий о том, как во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в городе Баязете пол торы тысячи русских солдат и офицеров без воды и пищи, без надежды на помощь извне почти месяц выдерживали осаду огромного турецкого войска. И выдержали. Ложка во ды на человека и небольшой сухарь — такой была дневная норма у защитников крепо сти... Моряк по профессии и художник по приз ванию, В. Пикуль воспел романтику мат росской жизни, повседневный нелегкий труд, слаженность и чувство коллективизма воен ных моряков. В битве при Моонзунде в пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2