Сибирские Огни № 003 - 1990

Владимир ЮДИН МГНОВЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ С овременная историческая проза не­ прерывно и интенсивно обновляется, обогащается. Это связано и с прихо­ дом в литературу свежих сил, одаренных творческих индивидуальностей, и с общим процессом усиления эпизации в литературе. Не случайно, потеснив другие жанры, впе­ ред выдвинулся роман с его панорамным, широкоохватным способом изображения жизни. Ныне приходится говорить не столь­ ко о различии жанров, в том числе истори­ ческих и не исторических, сколько об их взаимном сближении, даже взаимопроник­ новении. Впрочем, может быть, это знамену­ ет возвращение литературы в новом качест­ ве к первоистокам художественного созна­ ния, когда один жанр произрастал из дру­ гого, а отпочкования следующих плодили все новые и новые виды... Синтетичность жанров (и на этой почве их взаимное обо­ гащение) — характерная тенденция искус­ ства наших дней, представляющая, конечно, не механическое соединение жанровых форм, а отражение возросшего уровня ху­ дожественного познания, углубление фило­ софии мышления. Предпосылки романного мышления, ука­ зывал Н. Гуляев, сложились еще в антич­ ности, суть их состояла «в оценке и художе­ ственном воспроизведении действительности с точки зрения отдельного человека» («Тео­ рия литературы», М., 1985). В советской литературе исторический ро­ ман не утратил своей познавательно-эстети­ ческой специфики, обогатился новыми каче­ ствами — публицистичностью, перекличкой истории и современности, усилением автор­ ского начала, исследовательской глубиной. В лучших своих образцах он стал эпиче­ ским романом, широко охватывающим на­ родную жизнь и изображающим народ как ведущую силу социального прогресса. Вспомним романы «Память» В. Чивилихина, «Я пришел дать вам волю» В. Шукшина, цикл исторических хроник «Государи Мо­ сковские» Д . Балашова, романы Э. Зорина, Э. Сафонова, К. Лагунова, Н. Шмакова, Э. Скобелева, И. Шамякина, В. Замыслова, О. Михайлова, В. Ганичева и др. К этому ряду писателей может быть при­ числено имя популярного в нашей стране прозаика Валентина Пикуля. Его романы об истории нашей Родины все чаще стали за­ мечать критики и литературоведы. Скажем, видный теоретик исторической прозы С. Петров в своей работе «Социалистиче­ ский реализм»-(М., 1984) правомерно ставит До края полное сердце вылью в исповеди. В. Маяковский романы В. Пикуля в ряд лучших историче­ ских книг современности. «Всегда присущее советскому историческому роману обличе­ ние правящих кругов царской России, ее господствующих классов,— пишет он,— со­ храняется и на новом этапе его развития. В этом отношении примечателен историче­ ский роман «Слово и дело» В. Пикуля о мрачном времени бироновщины...». Патриотизм, гражданственность, уважи­ тельное отношение к памяти предков — ве­ дущие черты исторической прозы В. Пикуля. Историческая литература призвана показы­ вать людей, оставивших заметный след в движении общества по пути прогресса, яв­ ляющихся гордостью нации, примером без­ заветного служения Отчизне. Творчество В. Пикуля актуально, утверждает позитив­ ные духовные ценности. За более чем четверть века своей творче­ ской деятельности писатель создал свыше двух десятков исторических романов, не­ сколько томов миниатюр. Две темы, две страсти волнуют В. Пику­ ля: русский военно-морской флот и отечест­ венная история. Размышляя о мужестве и героизме соотечественников в годы Вели­ кой Отечественной войны, писатель заду­ мался об исторических истоках нашего пат­ риотического сознания, об эстафете подви­ га, о несгибаемой воле русского человека. Творческий девиз автора — слова А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих пред­ ков не только можно, но и должно; не ува­ жать оной — есть постыдное малодушие». «Почему я выбрал историю? — задумыва­ ется писатель.— Захотелось больше узнать о тех краях, за которые воевал. Там ничего не было — камни, вода да небо. Но, навер­ но, и здесь есть своя история...» («В мире книг», 1987, № 2). Первым романом о русской истории у В. Пикуля был «Баязет» (I960), повествую­ щий о том, как во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в городе Баязете пол­ торы тысячи русских солдат и офицеров без воды и пищи, без надежды на помощь извне почти месяц выдерживали осаду огромного турецкого войска. И выдержали. Ложка во­ ды на человека и небольшой сухарь — такой была дневная норма у защитников крепо­ сти... Моряк по профессии и художник по приз­ ванию, В. Пикуль воспел романтику мат­ росской жизни, повседневный нелегкий труд, слаженность и чувство коллективизма воен­ ных моряков. В битве при Моонзунде в пер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2