Сибирские Огни № 003 - 1990
числе и в последние годы жизни. «Строй цивилизованных кооператоров при общест венной собственности на средства производ ства...— это есть строй социализма» (т. 45, с. 373). Эту цитату часто приводят в защиту тезиса о социалистичности кооперативов. При этом закрывая глаза на то, что В. И. Ленин подчеркивает общественный харак тер собственности на средства производст ва. А это вовсе не кооперативная, не кол лективно-групповая собственность. Переме ны взгляда на социализм в этом тезисе нет. То же и в известном рассуждении: «При нашем существующем строе предприятия кооперативные... не отличаются от пред приятий социалистических, если они основа ны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу» (с. 375). Разумеется, если нет част ной собственности кооперативов на средства производства, то кооперативные предприя тия — вовсе уже не кооперативные, а пред ставляют собой части сообща управляемого обществом хозяйственного организма. Коо ператоры при этом превращаются в социа листических производителей. Так что на прасно пытаются опереться на В. И. Ленина при пересмотре марксистских представлений о социализме. Итак, мы приходим к окончательному вы воду, что социализм и кооперативы — явле ния несовместимые. Или одно, или другое— симбиоза быть не может. Так как же тогда относиться к развитию современного коопе ративного движения? Тут трудно давать рекомендации: у каждого своя система ценностей. Но я лично в этом отношении лоялен. Конечно, кооперативы — полубур. жуазные предприятия, конечно, они сплошь и рядом будут перерождаться в полностью буржуазные предприятия и даже капитали стические учреждения. Но ведь все познает ся и оценивается в сравнении. А коопера тивное производство сегодня, по крайней мере, п р о г р е с с и в н е е существующего государственного. Давайте только быть честными с самими собой, давайте называть вещи своими именами. «Следует отрешиться в конце концов от методологии филологи ческих фокусов, согласно которой, вводя в практику какие-то новые хозяйственные формы, мы тут же начинаем считать их са мыми что ни на есть социалистическими формами» («Вопросы экономики», 1989, № 1, с. 53). Кооперативы — предприятия буржуазные, но в той мере, в какой они по могают нам перестраивать существующие общественные и экономические администра тивно-командные порядки,— да здравствуют кооперативы! Однако не будем и эйфорически лико вать по их части. Будем иметь в виду их склонность к капиталистическому перерож дению, столь часто проявляющуюся. И главное, не будем смотреть на кооператив ное движение, как на единственное спасе ние и панацею от всех наших экономических и прочих недугов. Право же, есть и другие пути и средства. Какие же?— спросит читатель, готовый из наших очередей бежать хоть в адское пек ло, а не то что в объятия к буржуазии. Подлинно социалистическое,— отвечу я. И этим, вероятно, многих разочарую. Социализм — большой кооператив. Прин ципы организации всякого кооператива нам уже известны. Так посмотрим же вокруг се бя — чего нам не хватает, чтобы перейти к реальным социалистическим отношениям? Ответ очевиден и прост — нам не хватает демократии, недостает действительного об щего управления средствами производства, развитого самоуправления. Без которых не возможно все остальное. Позволю себе при вести интересное рассуждение Б. В. Ракит- ского по поводу нашей системы: «Думаю, что общество не взяло средства производст ва в свои руки. Вспомните высказывание Ленина, что наша власть д л я народа, а не власть самого народа. Я не считаю, что мы живем при социализме. Мы живем при казарменной деформации социализма, обще ство наше пока еще не социалистическое. Общество у нас устроено так, что владение средствами производства принадлежит не обществу, а той касте, которая управляет от имени общества. А если взять да уст роить народовластие...» («Вопросы эконо мики», 1988, № 10, с. 104—105). Да, если бы устроить народовластие, в переводе на греческий — подлинную, а не липовую демократию, если бы устроить на стоящий кооператив в общественном мас штабе, как об этом мечтали классики, как мечтает об этом каждый трудящийся! Раз ве пришлось бы нам тогда плестись в хвос те Японий и Америк, ученически перелагая на отечественный лад их буржуазные пес ни? Если бы сделать так, чтобы бюрократия наша перестала быть бюрократией — отме жевавшимся от народа слоем чиновников, забравшим в свои руки всю власть и произ вольно манипулирующим ею, вгоняя мил лиарды в уничтожение природы. Если бы добиться такого усовершенствования зако нодательства, выборной системы и прочих институтов власти, которые сломили бы са моуправство чинов, поставив их под жест кий контроль общества, сделав чисто техни ческими исполнителями народной воли. Если бы сделать так... Проблема лишь в одном — кто будет делать? Кто, если не мы? Александр Сергеевич Хоцей родился в 1953 году в Казани. Окончил исторический факультет Казанского университета. Работал буровиком, грузчиком, экскаваторщиком, заведующим отделом сельского хозяйства районной газеты. В настоящее время — редактор межгородского (Казань, Киев, Коломна и др.) журнала «Марксист » — органа неформального объ единения «Союза марксистов». Живет и работает в Казани.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2