Сибирские Огни № 003 - 1990

ред семимильными шагами. Ведь с этой стороны «простой рост кооперации для нас тождественен с ростом социализма» (с. 376). Третье направление — создание техниче­ ской базы кооперирования. Его В. И. Ленин не успел глубоко развить, лишь в самом конце статьи заметив, что «для того, чтобы быть культурными, нужно известное разви­ тие материальных средств производства» (с. 377). Но и без того понятно, что подлин­ ной базой кооперирования всегда являются орудия труда. Трактор — лучшая агитация за совместное производство, ибо иного он не допускает, требуя больших площадей и будучи не по карману мелкому обособлен­ ному производителю. Вот в чем состоит главная суть статьи «О кооперации», ленинский план социалистиче­ ского переворота на селе1. Теперь, как же он соотносится с современ­ ными концепциями? Факт, что В. И. Ленин выступал за разви­ тие кооперативов. Но кого он предлагал кооперировать? Частных хозяев, крестьян­ ство, для которого кооперирование, разуме­ ется, означало продвижение по пути к со­ циалистическим отношениям. Нигде и ни­ когда Ленин не выдвигал той мысли, что неплохо бы децентрализовать и промышлен­ ность, раздав средства производства в соб­ ственность трудовым коллективам. Напро­ тив, он всегда отмечал, что переход к хоз­ расчету— вынужденная мера совершенно не социалистического характера. Задача со­ стояла в том, чтобы подтянуть земледелие до уровня промышленности, а не в том, что­ бы промышленность низвести на уровень земледелия по способу хозяйствования (частному) и форме связи (рыночной). Но подождите, а как же быть с коренной переменой взглядов на социализм? Ведь это козырь, которым сегодня стараются побить каждого «догматика». Но «был ли маль­ чик»? Прочитаем внимательно ленинский текст. И, главное, пойдем чуть дальше того места, где обычно обрывают цитирование. В чем состоит декларированная коренная перемена взгляда? «Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борь­ бу... Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организа­ ционную «культурную» работу» (с. 376). И только-то?! Надо иметь особое зрение, что­ бы увидеть здесь перемену взгляда на со­ циализм. Когда речь идет лишь о перемене взгляда на пути его строительства. Почему В. И. Ленин выразился так, дав сегодняшним интерпретаторам повод менять взгляды на социализм вообще? Потому что в эту его фразу подметался элемент поле­ мики. С теми утопистами, старыми коопера­ торами, «начиная с Роберта Оуэна» (с. 375), которые мечтали «о том, как про­ стым кооперированием населения можно 1 Кстати, в этом плане не было особой новизны. Еще Ф. Энгельс писал: «Наша задача по отноше­ нию к мелким крестьянам состоит прежде всего в том, чтобы их частное производство, их собствен­ ность перевести в товарищескую, но не насильно, а посредством примера, предлагая общественную помощь для этой цели. И тогда у нас, конечно, будет достаточно средств, чтобы показать мелко­ му крестьянину выгоды, которые ему должны бы быть ясны уже и теперь» (Т. 22.—С. 518). «Тог­ да» ■_ это значит при власти пролетариата. превратить классовых врагов в классовых сотрудников» (там же). Такой утопический кооперативный социализм классики марк­ сизма всегда разоблачали и осмеивали, признавая неизбежность революционных преобразований. Но после свершения рево­ люции ситуация коренным образом измени­ лась. На повестку дня встал вопрос не о захвате власти рабочим классом, а о том, что с «ей делать, как распорядиться, чтобы построить новое социалистическое произ­ водство и общество. И здесь идея коопери­ рования населения оказалась как раз кста­ ти. Она перестала быть утопической, а пре­ вратилась в предмет текущей политики пролетариата. Причем в конкретных россий­ ских условиях 20-х годов центральным пунктом для решения этой задачи стала именно «культурная» работа. В ту эпоху специальное указание и осо­ бый нажим на это обстоятельство вплоть до использования таких сильных выражений, как «перемена взгляда на социализм», были далеко не случайны. Слишком сильное пре­ обладание в общественной психологии име­ ли методы кавалерийского наскока, пред­ ставления о возможности волевого построе­ ния социализма. Социализм, как учение, с его воспеванием и преувеличением роли ре­ волюционных «бури и натиска», надо было резко переориентировать на хозяйственные проблемы, на совершенно другие подходы и методы. Перемена взгляда на социализм у Ленина — это прежде всего перемена взгля­ да на содержание социалистического уче­ ния: центр тяжести здесь соответственно обстановке переносился с тактики револю­ ционной борьбы за власть на тактику мир­ ного социалистического строительства. К сожалению, даже резко сформулиро­ ванные мысли В. И. Ленина не были услы­ шаны его современниками. После небольшой передышки «революционные» тенденции сно­ ва взяли верх. И вот уже в 1929 году Н. И. Бухарин, как за последнюю соломинку, вновь хватается за этот тезис, старается противопоставить разгорающейся «классо­ вой борьбе» с крестьянством «культурни­ ческую» работу («Коммунист», 1988, № 2, С. 95). Но поздно! Коренную перемену взгляда на социализм никто из сильных ми­ ра сего уже не собирался учитывать... И в то же время Н. И. Бухарин также признавал, что эта «перемена взгляда» лишь вопрос «о направлении нашей тактики» (там же), а не о самой сущности социализ­ ма. В. Липицкий, например, пытается сме­ шать проблему путей строительства социаь лизма с концепцией его вообще. Будто бы Ленин в своем переходе от революционной борьбы к «культурничеству» имел в виду не методы, а суть. Именно это позволяет В. Липицкому утверждать, что ленинский социализм, согласно его последним работам, это социализм коллективной собственности кооперативов, связанных рынком. (См. «Коммунист», 1988, № 16, с. 19, 20). Но просто невозможно предположить, чтобы В. И. Ленин когда-нибудь представлял себе суть социализма в виде борьбы. Борьба не может быть сутью формации. И отказы­ ваясь от нее, Ленин, конечно же, имел в ви­ ду метод построения, а не суть социализма. Эта суть для него всегда оставалась неиз­ менной и не имеющей никакого отношения к анархо-синдикалистской концепции. В том

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2